secrets-for-women.ru

Запрещенные профессии для женщин в россии


Список профессий, запрещенных для женщин в России

За последнее столетие мужчина и женщина, как представители сильной и прекрасной половин человечества, немного пересмотрели свои роли в социуме. Борьба за эмансипацию с каждым днем уравнивает их права во всех жизненных аспектах и сферах деятельности. Активизация этого процесса началась в 60-х годах прошлого века в Соединенных Штатах, где под влиянием демократических изменений были пересмотрены многие формы дискриминации: от расовой до гендерной.

Новый этап борьбы феминисток за равноправие был вызван изменениями в структуре общества, поскольку в этот период резко вырос удельный вес женского труда в общественном производстве. Так, одна треть всего занятого населения страны в тот период, были женщины, большая половина из которых была замужем, а треть растили детей, что говорит об экономических обстоятельствах, которые побудили прекрасный пол стать участниками производственного процесса. Тенденция была подхвачена по всему миру и заложила основу для современного общества.

Так, в большинстве стран реализованы идеи карьерного равенства. Каждый человек самостоятельно выбирает сферу деятельности и профессию, определяется, в принципе, с желанием работать. Формально, гендерные различия не должны иметь значения. На практике же довольно часто работодатели отдают предпочтение мужчинам в конкретных областях.

Это интересно

В разных странах мира существуют профессии, запрещенные для женщин, даже на законодательном уровне. Списки таких исключений довольно разнообразны и зависят от территориальных, религиозных и прочих факторов.

Наше законодательство в какой-то мере выступает за права прекрасной половины человечества и даже не позволяет работодателям указывать в вакансиях желаемый пол будущего кандидата. Однако параллельно с этим требованием, по статистике, собранной Всемирным Банком, в России дамы попадают под максимальное ограничение выбора профессии. Речь идет не о рекомендациях или сложившихся стереотипах, а о формальном запрете государства.

Так, россиянки не имеют права занятости на 456 видах работ – этот список самый большой в мире – которые несут предполагаемый вред репродуктивному здоровью, поскольку приоритетом для прекрасного пола политики видят деторождение и поддержание численности населения.

Что же говорит буква закона о труде женщин

Согласно Конституции Российской Федерации, а в частности статья 19, представители обоих полов должны иметь одинаковые права, а также шансы для их реализации. Однако принятое В. Путиным Постановление Правительства №162 от 25.02.2000 г., узаконило список профессий-ограничений для женщин в России. Необходимо отметить, что перечень был первоначально составлен еще в СССР в 1974 году.

Упомянутые 456 пунктов – это список («Перечень», если согласно Постановлению) работ, которые являются тяжелыми, вредными для здоровья или опасными для жизни, для выполнения которых запрещено использовать женский труд.

Таким образом, это не рекомендация на усмотрение работодателя. Это реальное ограничение. Считается, что этот перечень содержит профессии, которые опасны для женского здоровья, особенно репродуктивной функции, хотя большая часть этих профессий несет опасность как для женского организма, так и для мужского. Но, в отличие от прекрасного пола, мужчинам трудится в подобных отраслях не запрещено.

Кем нельзя работать девушкам в России

Давайте рассмотрим основные отрасли, и некоторые виды профессий из списка, кем не может работать женщина в РФ:

  1. Транспорт, энергетика и тяжелый физический труд:

  • Водитель автобуса на более чем 14 пассажиров.
  • Водитель грузовика, грузоподъемностью свыше 2,5т.
  • Работник судна – боцман, матрос, капитан.
  • Водитель на аэросанях.
  • Водитель крана, бульдозера, экскаватора, бетономешалки.
  • Кочегар.
  • Грузчик, носильщик.
  • Машинист и его помощник.
  • Оператор заправочных станций.
  1. Металлургическая и тяжелая промышленность:

  • Кузнечное дело.
  • Виды сварочных работ и специальности, связанные со свинцом.
  • Слесарь.
  • Работы, связанные с вибрацией.
  • Работы по отладке цехового оборудования для токсичного производства.
  • Работы в горячих прокатных цехах.

  1. Строительство, дорожные работы:

  • Снос зданий.
  • Корчевка пней.
  • Кровля крыш и ручная укладка асфальта или бетона.
  1. Пищевая промышленность: тут нельзя заниматься забоем скота, быть, шкурником, кожевником, рыбачить с неводом, прессовать рыбу в бочках вручную, добывать соль, заготавливать лед и т. д.

  2. Сельскохозяйственные работы:

  • до 35 лет женщине нельзя в принципе выполнять какие-либо сельскохозяйственные работы, связанные с пестицидами и химикатами
  • управлять трактором и погрузчиком
  • водолаз
  • пожарный
  • десантник и т. д.

Европейский взгляд на ситуацию

В экономически более развитом Европейском союзе настолько не ограничивают девушек в карьерном вопросе. Европейкам давно позволено осваивать профессии, в прошлом, считавшиеся исключительно мужскими. Так ряд специальностей теперь перекочевал в разряд гендерно-нейтральных, так, например, никто не удивится женщине-водителю экскаватора. Чего не скажешь про Россию, а ведь РФ одновременно с ЕС ступили на путь преодоления гендерного притеснения, ратификацией Женевской Конвенцией в 1981 году.

Документ, выпущенный под эгидой Организации Объединенных Наций, «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» не только нацелен на призыв к гендерно-нейтральному отношению к населению, но даже настаивает на пересмотре действующего законодательства, традиций и устоев, которые преграждают искоренение дискриминации.

Согласно этому документу, любое несоблюдение его положений — это притеснение (исключение, ограничение, сводящее на нет или ослабляющее права и свободы человека во всех сферах) по половому признаку. Тут уделено значительное внимание тому, что сейчас, в условиях финансовых нестабильности и неблагополучия, девушки ограничены в свободе доступа к образованию и трудоустройстве, а также к здравоохранению и продовольствию.

Конвенция особенно подчеркивает две следующие рекомендации, для их практического внедрения в перестройку неправильных устоев:

  1. Ликвидация дискриминаций в трудовой сфере – обеспечение одинаковой зарплатой за равноценный труд, запрет сокращения и увольнения вследствие беременности или декретного отпуска, а также семейного статуса.
  2. Гендерные квоты, дабы уравнять место мужчины и женщины в политике.

Несмотря на то, что Конвенция была принята более трех десятков лет назад, она до настоящего момента является самым содержательным международно-правовым актом в вопросе равенства по половому признаку.

Ограничение женского труда в мире

Список профессий, запрещенных для девушек, в России довольно велик. Но РФ не единственная страна, в которой, несмотря на Женевскую конвенцию, и множество нормативных актов, направленных на преодоление гендерной дискриминации, существует ограничение. Во многих странах, согласно нормам охраны труда, женщинам все еще нельзя выбирать работу по душе. Вот некоторые из них:

В Китае нельзя ни работать, ни даже изучать горную промышленность. А ведь эта профессия входит в список «зеленых», на которые рабочие места гарантированы после получения соответствующего образования. Считается, что это слишком тяжелые нагрузки для женщин, а еще они более медлительны и, вероятнее всего, не смогут убежать во время аварии.

Франция не разрешает девушкам выполнять работу, связанную с переносом тяжестей более 25 кг в руках и 45 кг на тележке или тачке.

Мадагаскар по нормам морального кодекса запрещает женщинам раздавать листовки, плакаты и прочие печатные материалы. Такая деятельность будет наказана согласно их уголовному законодательству.

В Пакистане девушки не имеют права обслуживать станки на производстве хлопка, чистить, смазывать или регулировать любые части этого оборудования.

В ОАЭ женщинам запрещается выполнять любую работу, которая включает целый ряд неприятных материалов, таких как помет животных, кровь и прочее. Дамы не могут быть кожевниками, асфальтоукладчиками, а также взаимодействовать со списком токсичных веществ. Ну, и конечно же, представительницы прекрасного пола все еще не могут строить свою карьеру в баре по причине этики и религии.

Это интересно

В Саудовской Аравии дамам под запретом работа водителем даже легковых авто.

Смена ролей, или чем женщин привлекают мужские специальности

Так почему же дамы во всем мире продолжают борьбу за свои права и ищут возможности устроиться на мужские работы? Многие связывают это с все тем же проявлением феминизма. Однако некоторые считают, что это элементарное желание заработать.

По предварительной оценке мировых экспертов, в основном это происходит из-за трех основных факторов:

  1. Очень часто мужчины теряют интерес к специальности, на которой из-за жадности работодателей или ограниченности ресурсов уровень зарплаты по отношению к средней по региону падает. Таким образом, изначально мужские вакансии теперь занимают представительницы женского пола, ведь для мужчины это уже маленькая оплата труда, поскольку он априори считается добытчиком. И во многих странах все еще бытует стереотип, о том, что именно он должен кормить семью.
  2. Модернизация производства во многом помогла уравнять возможности мужчин и женщин, ведь благодаря введению новых и усовершенствованных производственных отраслей, ручной тяжелый труд постепенно вытесняется умственным. А тут представитель какого пола управляет процессом – абсолютно не важно.
  3. Немаловажную роль играет мировой тренд и мода на определенный виды профессий. Так, к примеру, сейчас с каждым месяцем растет удельный вес девушек системных администраторов.

Жажда знаний

Женщины долгое время сталкивались с неравенством из-за стереотипов, сложившихся в патриархальном обществе. Поэтому сейчас никого не удивляет, что они заинтересованы в открытии новых горизонтов, а если точнее – получении образования, непривычного для них в прошлом.

Тем более сейчаc, государства, ратифицировавшие конвенцию, ищут пути обеспечения равных условий для правильного выбора профессии, отрасли и специальности, получения дипломов всех уровней в образовательных учреждениях любых категорий.

Россия, как страна-участница конвенции, Законом «Об образовании» (ст. 5), что всем ее гражданам без исключения (независимо от гендерной принадлежности, возрастных отличий, национальных признаков и т. д.) представляется возможность для получения образования.

Из этого следует, что девушки могут получить образование даже по таким профессиям, которые считаются исключительно мужскими (согласно Перечню запрещенных профессий) — выучиться на пилота самолета, капитана морского судна и т. д.

Но ведь право на образование еще не сводится к получению конкретного диплома. Женщины должны иметь возможность использовать диплом, работать по специальности, реализовать свой потенциал в конкретной сфере, получать практический опыт, приобретать новые знания и совершенствовать свои навыки.

Борьба с дискриминацией россиянками

Желание трудоустроиться на интересующую должность, имея примером опыт Америки и ЕС, все чаще возникает у гражданок РФ.  Девушки регулярно задаются вопросом, как им добиться равноправия в этом вопросе.

Как трудоустроиться по интересующей их специальности, если список профессий, запрещенных для женщин в России, все еще актуален на законодательном уровне.

Машинист рулевой

Так, например, в борьбе за право работать на любимой специальности, Светлана Медведева (г. Самара) провела больше пяти лет и закончила ее в Европейском суде. Светлана получила образование в речном техникуме и даже прошла отбор в речное пассажирское предприятие города Самары. Но на последнем этапе оформления документов, ей отказали, ссылаясь на запрет, согласно Перечню 2000-го года.

Менять планы и переквалифицироваться она не собиралась и обратилась в суд. Конечно же, в России она не смогла отстоять свои права, что натолкнуло ее на мысль обратиться в ООН с жалобой на гендерную дискриминацию. В конечном итоге, международное право взяло верх над отечественным, а Комитет ООН посоветовал РФ пересмотреть законодательство в этом вопросе, дабы придерживаться Женевской конвенции.

Машинист метро

Не столь успешно отстоять свои права получилось у 22-летней Анны Клевец из Питера в конце 2008 года. При попытке трудоустройства в метрополитен машинистом получила отказ. Тогда Анна подала в суд Ленинского р-на г. Петербург, ссылаясь на притеснение ее как женщины, поскольку условия труда одинаково сложны как для машиниста и его помощника, так и дежурного станций. Дело она проиграла, но надежды не теряет, поскольку сейчас в метро г. Москвы был подобный прецедент.

После ВОВ в условиях нехватки трудовых ресурсов, женщины начали работать в метро машинистами и их помощниками. При вступлении в силу закона о запрете принятия девушек на подобные работы прекрасный пол перестали нанимать для подобного труда. Но поскольку. Документ четко не регламентировал что делать с существующими машинистками, они продолжали выполнять свои обязанности и постепенно повыходили на пенсию, так что формально даже закон не нарушен. Так, последняя из них, Н.В. Корниенко, благополучно доработала до пенсии и пару лет назад завершила карьеру машиниста.

Дальнобойщик

Евгения Маркова, в прошлом сотрудница «Лаборатории Касперского», с двумя высшими образованиями, в 23 года резко захотела стать водителем большегруза. После получения водительских прав, услышала отказ, после подачи документов в ДОСААФ на военного шофера. Купила небольшой грузовик, на какой хватило средств, пока не услышала по сарафанному радио, какая компания берет женщин на желанную ей работу. Так, несломленная Евгения работает в транспортно-экспедиторской компании водителем двадцатитонника и чувствует себя счастливым человеком.

Как мы с вами видим – главное не сдаваться и не опускать руки!

Перенимая опыт современного ЕС

Эти ограничения в современном обществе кажутся абсурдными и устаревшими. Ведь в большинстве более развитых стран девушки занимают подобные и даже более тяжёлые и опасные профессии. Самые популярные из них, которые гражданки ЕС могут занимать, в отличие от России:

  1. Плотник. Если у нас женщина не может быть плотником, то в странах Евросоюза больше даже не отслеживают гендерную статистику по отрасли. Это значит, что профессия уже давно не считается сугубо мужской.
  2. Забойщик скота, привычная для многих российский девушек, живущих в деревнях и селах. Работа, в России все еще запрещена.
  3. Водитель автобуса, дальнобойщик, водитель строительной техники. Если у нас существуют ограничения по грузоподъёмности, количеству мест и т. д., то европейки самостоятельно решают, выбирать ли им такую профессию.
  4. Военные специальности. В Европе женщина может на свое усмотрение проходить срочную службу в армии, устраиваться на работу снайпером, сапером или танкистом.
  5. Капитанши морских судов и машинистки поездов – тоже нормальная европейская практика.

Так, оглядываясь на соседей, Министерство Труда РФ признает, что за последние 30 лет условия труда значительно поменялись. Многие из профессий по списку больше не настолько тяжелы или опасны для репродуктивного здоровья.

В апреле 2018 года власти составили обновленный перечень, немного ослабив хватку в этом отношении. Отказаться в принципе от ограничений они не готовы принципиально.

Новый перечень значительно сокращен и теперь будет включать:

  • запрет на работы с химикатами, вибрацией, инфразвуком и облучением,
  • запрет на труд в горнодобывающей отрасли,
  • все еще не быть женщинам пожарниками и водолазам,
  • нельзя будет выполнять прочие тяжелые физические работы.

Как ожидается, перечень будет опубликован в середине осени, после его официального принятия.

Причины для сохранения некоторых профессий-исключений

Пересмотр устаревшего Перечня говорит о том, что Правительство действительно не пытается ущемлять права, а заботится о них. Ведь в силу физических особенностей, кроме «женского» здоровья, есть еще ряд профессиональных заболевания, которые больше присущи прекрасному полу.

Просто существует физиологическая разница, в восприимчивости женщины и мужчины профзаболеваниям.

Согласно статистике, удельный вес дам среди всех работников с профзаболеваниями всего около 30%. Но это не значит, что слабый пол сильнее. Это как раз и происходит вследствие ограниченного доступа девушек к опасным работам.

Основными профзаболеваниями, в силу физиологических особенностей организма, которым женщины более подвержены, являются заболевания:

  • дыхательной системы;
  • позвоночника, костной и мышечной систем;
  • соединительной ткани;
  • органов ЖКТ.

У мужчин же на первое место выходят отравления, травмы, которые по количеству дней нетрудоспособности уступают по длительности женским заболеваниям.

Женщины, как и мужчины, страдают от заболеваний сердца и сосудов, но они различны по своей структуре: так у дам чаще бывает варикоз, гипертония, тромбофлебит, но реже инфаркт.

В отличие от мужчин, девушки чаще всего страдают артритами и ревматизмом (заболевания суставов), а болезни мочевыделительной системы представлены в основном циститом.

Наиболее эмоциональные по своей природе, женщины в разы сильнее чем мужчины подвержены заболеваниям ЦНС – неврозы, психические расстройства. Также и аллергические реакции у них проявляются чаще.

Благодаря биологическим особенностям, организм представительниц женского пола быстрее проявляет реакцию на ненадлежащие или физически слишком тяжелые условия труда. По оценкам ученых, выносливость женского организма и мышечная сила прекрасного пола ниже в среднем на 20-30%, а выносливость всех основных систем организма в 3-4 раза ниже мужского.

Именно поэтому аспект вредного производственного фактора в виде физических перегрузок и оказывает на девушек такое воздействие.

Исходя из вышесказанного, даже если Правительство отменит или максимально упростит список, запрещенных для женщин профессий в России, сами дамы должны четко и здраво оценивать свои способности. Ведь в погоне за равноправием и искоренением дискриминации нельзя загубить здоровье и испортить качество жизни.

data-block2=>

profylady.ru

Откуда взялся список профессий, запрещенных для женщин, и что с ним будет теперь

В 2012 году уроженка Самары Светлана Медведева попыталась устроиться мотористом-рулевым на маломерное судно, но получила отказ: профессия входила список из 456 работ и должностей, запрещенных для женщин. Несмотря на запрет, женщины в России тушат пожары, водят фуры и работают в машинном отделении судна — неофициально или в качестве волонтерок. Однако Медведева решила бороться с ограничением на самом высоком уровне. Получив формальный ответ от российских судов («закон есть закон»), она дошла до Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Российская Федерация в ответ на запрос ООН не смогла предоставить никаких научных данных о вредном влиянии этой работы на здоровье женщины. В своем постановлении Комитет выразил мнение, что само существование списка запрещенных для женщин профессий «отражает стойкие стереотипы, касающиеся роли и обязанностей женщин и мужчин в семье и обществе, которые консервируют традиционные представления о женщине как жене и матери и подрывают ее социальный статус и перспективы образовательного и карьерного роста», и рекомендовал России пересмотреть законы, регулирующие доступ женщин к различным профессиям. И вот спустя 3,5 года стало известно о проекте нового перечня запрещенных для женщин работ и должностей — теперь в нем всего 98 пунктов.

Почему некоторые профессии запрещены для женщин?

В своем обращении в ООН Светлана Медведева отмечала: в работе ей отказали из-за высокого уровня шума на рабочем месте, но при этом ни в одном законе или подзаконном акте не объясняется, чем же шум так вреден именно для женщин.

Государство защищает женщин не только от шума, но и от поднятия тяжестей. Так, согласно действующему постановлению правительства о нормах предельно допустимых нагрузок, женщина может поднимать вручную не более 7 кг постоянно в течение смены и не более 10 кг каждые 2 часа при чередовании с другими видами работы (все это с учетом тары). Примечательно, что труд некоторых представительниц традиционно «женских» профессий не укладывается в этот норматив: «Я работаю пять дней в неделю с 8 до 18. Пять раз в день я ношу еду из кухни, которая находится в подвале, на второй этаж. […] Завтрак на одну группу — это примерно 11 кг еды плюс посуда. Обед — это примерно 17 кг еды плюс посуда», — рассказывает в своем Дзен-канале младший воспитатель («нянечка») одного из государственных детских садов.

Условия труда на некоторых работах являются факторами риска развития заболеваний, которым женщины даже в нормальных условиях подвержены чаще, чем мужчины. Например, вибрация, электромагнитное излучение и воздействие вредных веществ связаны с повышенным риском остеопороза (после 55 лет женщины страдают им примерно в полтора раза чаще, чем мужчины).

Но главный мотив государства — защита репродуктивного здоровья женщин. Это не значит, что мужское репродуктивное здоровье не страдает из-за вредных профессий. «Например, профессия дальнобойщика, которая, вообще-то, мужская, для мужской репродукции очень сильно опасна. Однако никто ее не запрещает и не думает даже запрещать по этому основанию», — отмечала в интервью Business FM профессор кафедры управления трудовыми ресурсами Высшей школы экономики Елена Варшавская. А группа исследователей из Казанского государственного медицинского университета назвала вредными для мужского репродуктивного здоровья воздействие вибрации, контакт с химическими веществами и СОЖ, психоэмоциональное напряжение на работе — и все тот же шум, из-за которого отказали в работе Медведевой.

Однако если мужчина может участвовать только в зачатии ребенка, то женщина вынашивает и рожает, поэтому для нее закрыты работы, связанные с длительным воздействием эмбриотропных, тератогенных и т.п. факторов. Это, например, ионизирующее излучение в горнодобывающей промышленности или сопутствующие газы на литейном производстве.

А если женщина не собирается иметь детей?

Этот запрет установлен независимо от планов женщины на родительство — просто потому, что, как заявлено в определении Конституционного суда об отказе к принятию жалобы петербурженки Анны Клевец (в 2009 году она пыталась получить также запрещенную для женщин профессию помощника машиниста), «реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода». Именно на это определение ссылалась Российская Федерация, отвечая на вопросы ООН о ситуации со Светланой Медведевой, притом что сама Медведева на тот момент была уже матерью двоих детей и по закону могла бы, например, пройти через операцию стерилизации, полностью отказавшись от способности к деторождению.

В своем постановлении Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин рекомендовал Российской Федерации включить в Трудовой кодекс ограничения, необходимые для охраны материнства «в строгом смысле этого понятия», — создать особые условия для беременных женщин и кормящих матерей, но не ограничивать женщин в выборе профессии на основании гендерных стереотипов.

Однако пока что российское государство занимает в отношении женщин патерналистскую позицию. Кандидат юридических наук и заместитель председателя совета некоммерческого партнерства «Юристы за трудовые права» Сергей Саурин отмечает, что у нее есть законное обоснование: в Конституции прописано, что государство гарантирует защиту семьи, материнства и детства, а Конституционный суд также постановил, что руководство страны вправе устанавливать дополнительные гарантии для отдельных категорий граждан.

Почему тогда запрет решили пересмотреть?

Список из 456 запрещенных для женщин профессий был утвержден в 2000 году, но, как говорит адвокат и руководитель практики трудового права московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Ксения Михайличенко, он практически без изменений повторяет аналогичный список 1974 года: «Еще руководство СССР решило, что рождаемость и демография в целом — очень важная повестка. Поэтому женщина — это в первую очередь мать, а факторы, которые могут негативно повлиять на ее репродуктивное здоровье, должны быть исключены».

Составленный больше 40 лет назад перечень не пересматривался многие годы. За это время большинство из 456 профессий стали гораздо безопаснее и технически совершеннее, а некоторые ушли в прошлое. Например, под номером 370 в списке значится «машинист паровоза» — массовая эксплуатация этого вида транспорта на территории СССР закончилась еще в конце 1970-х.

Выходит, что не государство стало более благосклонным к идеалам равноправия, а работы перешли из одного класса «вредности» в другой. Насколько опасен труд в том или ином месте, определяют специально аккредитованные организации, которые, опираясь на нормативные документы (например, СанПиНы), решают, к какой категории относятся условия работы — оптимальные, допустимые, вредные или опасные, рассказывает Саурин.

Теперь каждая женщина может стать машинисткой?

Как следует из п. 1 примечаний к пресловутому списку, работодатели уже сейчас могут использовать на запрещенных работах труд женщин «при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест».

С одной стороны, это значит, что даже в рамках патерналистской логики государства при дальнейшем развитии технологий список запрещенных для женщин профессий может быть сокращен или полностью упразднен: если все профессии станут безопасными (либо опасные просто уйдут в прошлое), необходимость «защищать» от них женщин отпадет.

С другой стороны, невозможность обеспечить безопасные условия труда может стать основанием для отказа женщинам в трудоустройстве. Так, Светлана Медведева, обратившись в суд, требовала, чтобы компания, отказавшая ей в приеме на работу из-за опасных условий труда, сделала эти условия безопасными. Однако суд посчитал, что компания, которая решила просто не принимать женщину, действовала правильно — и в интересах самой же Медведевой.

Это не слишком хорошая позиция, считает Михайличенко: выходит, что работа небезопасна и для женщин, и для мужчин, но самостоятельно выбирать, подвергать себя риску или нет, могут только последние. Вероятно, такая полумера связана с тем, что государство и общество пока не готовы признать за женщиной право самостоятельно распоряжаться своим телом.

Зачем женщинам быть трактористками и машинистками?

Некоторые считают, что список запрещенных профессий никак не дискриминирует женщин, которые и сами бы не захотели работать дробильщиками колчедана и корчевателями пней. Однако многие профессии из него обещают неплохие зарплаты (за работу на вредных производствах часто доплачивают, отмечает Саурин), и женщины, не имея к ним доступа, теряют немалую часть возможностей прокормить семью и стать независимыми. Эксперт антидискриминационного центра «Мемориал» Ольга Абраменко в интервью Deutsche Welle отмечает, что проблема особенно заметна в моногородах и шахтерских регионах, где большая часть доступных высокооплачиваемых профессий подпадает для женщин под запрет: «В угледобывающих регионах будет явный перекос с самого начала. Мужчинам достанется высокооплачиваемая работа, а женщина может стать разве что уборщицей или продавщицей».

В некоторых же отраслях ситуация доходит до абсурда. Здесь снова показателен пример Светланы Медведевой, которая, прежде чем пытаться устроиться на работу мотористом-рулевым, получила соответствующее образование. Из-за списка с проблемами также сталкиваются люди, совершившие трансгендерный переход. Так, трансгендерная женщина, несколько лет работавшая печатником, после смены документов была уволена с «мужской» должности.

Очевидно и противоречие в отраслях, где женщина может работать в санитарно-бытовом обслуживании или на руководящих должностях, но не в цеху. «Работодатели не берут в руководящий состав людей, которые не имеют представления о том, что происходит «в поле», — это нормально. Поэтому нормы, разрешающие присутствие женщин только на менеджерских должностях, на практике не работают», — отмечает Саурин.

Неформальные запреты

Список запрещенных профессий — не единственное свидетельство дискриминации женщин на рабочих местах. Даже в сферы, где присутствие женщин формально разрешено, специалисток пускают неохотно или скрывают их наличие в штате. Например, ведущий YouTube-канала «Редакция» и главный редактор телеканала RTVI Алексей Пивоваров рассказал, как хотел сделать видеоинтервью с летчицами гражданской авиации. Авиакомпании отказались согласовать участие своих сотрудниц в программе, хотя закон не запрещает нанимать женщин на такие позиции. «Полное ощущение, что есть какая-то неформальная история, что лучше лишний раз женщин-пилотов не светить, потому что пассажиры переживают, что их везет баба», — говорит Пивоваров.

Долгое время неформальные запреты действовали и в сфере престижного высшего образования. Женщин почти не принимали на факультеты международной журналистики в МГУ и МГИМО. «Иногда для очень одаренных девочек, которые блестяще владели иностранными языками и знали страноведение, делали исключение», — рассказывает в интервью ТАСС заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Андрей Раскин. Хотя, согласно исследованию того же журфака МГУ 2016 года, подавляющее большинство российских журналистов (81%) — женщины.

Вероятно, похожая ситуация может сложиться с «неженскими профессиями», которые только-только вышли из списка запрещенных. Михайличенко полагает, что бороться с закрепившимися стереотипами стоит с помощью огласки: «С юридической точки зрения мы сделали почти все, что смогли. Оставшиеся 98 работ в ближайшее время вряд ли станут безопаснее, поэтому они остаются под запретом. Теперь нужно, чтобы женщины в принципе узнали, что могут стать машинистками и летчицами. Нужно информировать работодателей, говорить об этом в школах, университетах, активно писать в прессе. В некоторых странах предусмотрены гендерные квоты в университетах и на рабочих местах — это один из вариантов работы с проблемой, хотя многие считают такое решение спорным».

theoryandpractice.ru

Запрещенные для женщин профессии в России в 2019 году

Несколько месяцев назад разговаривала со своим отцом, который всю жизнь проработал машинистом на железной дороге, и он рассказал мне, что раньше женщин не допускали к управлению локомотивом. Я была очень удивлена, так как женщина в качестве водителя троллейбуса или автобуса в советское время была не редкостью. Почему же не допускали женщин к управлению поездами?

Чтобы понять мотивы советской власти, я решила найти официальную информацию по данной теме. И наткнулась на то, что сейчас также существует целый список профессий, которые недоступны женскому полу. Давайте обсудим, правильно ли, что слабый женский пол оградили от таких профессий? Или это несправедливо.

Законодательство

В последние годы феминистки добились больших результатов в различных странах по уравниванию их с мужчинами. Таким образом, даже во многих мусульманских государствах женщины теперь получают водительские права и самостоятельно управляют автомобилями.

Тяжелая экономическая ситуация во многих государствах после второй мировой войны также способствовало расширению перечня профессий, доступных для женщин. Основанием для этого послужило и то, что после войны работоспособного мужского населения практически не осталось. С этого момента для девушек открылись и самые закрытые специальности, такие как капитан корабля, пилот самолета и другие.

В итоге в Конституции РФ, которая действует в России до сих пор и является основополагающей для принятия остальных законов, закреплено равенство между мужчинами и женщинами во время трудоустройства. Однако данное равноправие ограничивается Постановлением №162. В нем перечислено 456 профессий, на которые не могут претендовать представительницы слабого пола. И связано это с тем, что женщины являются детородными и продолжают наш род.

Поэтому Правительством страны было принято оградить женщин от:

  • вредного;
  • особо тяжелого;
  • и опасного труда.

Однако не все женщины с этим согласны, так как физическая подготовка может быть различная. И некоторые представительницы слабого пола оказываются намного сильнее и крепче по сравнению с мужчинами. К тому же считается, что составленный перечень в 2000 году существенно устарел, и сейчас необходимо его пересмотреть.

Запрещенные профессии

Полный перечень профессий, недоступных для женщин, можно найти в Постановлении, там перечислено 456 пунктов. Назовем основные из них:

  • работы, где требуется ручное перемещение или подъем тяжестей;
  • подземный труд;
  • работы, требующие проведение обработки металла;
  • труд, связанный со строительством и монтажом;
  • тяжелые и опасные работы в горах;
  • геодезические исследования, а также геологическая разведка, требующая тяжелого труда;
  • работы по бурению скважин;
  • труд, связанный с добычей и переработкой нефти, газа и других полезных ископаемых;
  • работы с черными и цветными металлами;
  • ремонтные работы электростанций и работы для электротехнического производства, признанные вредными, опасными или тяжелыми;
  • работы, связанные с радиотехникой и электронным производством;
  • изготовление, а также проведение ремонтных работ летательных аппаратов;
  • строение судов и их ремонт;
  • работы в химическом производстве;
  • труд, связанный с производством и переработкой смесей из резины;
  • сплав леса и его заготовка, а также производство целлюлозы;
  • работы, связанные с производством цемента, обработки камней и бетона, мягкой кровли и теплоизоляционных материалов;
  • некоторые работы по производству текстильной продукции;
  • опасный и вредный труд в пищевой отрасли;
  • некоторые профессии в транспортной сфере (железнодорожный, автомобильный, авиационный, речной и морской транспорт);
  • работы, связанные с производством и ремонтом радиооборудования для обеспечения связи;
  • работа в полиграфии;
  • тяжелый труд, используемый в сельском хозяйстве;
  • работы, необходимые для производства музыкальных инструментов;
  • труд, применяемый в экономической отрасли.

Безусловно, не все профессии в перечисленных сферах запрещены Постановлением. А только лишь самые опасные и приносящие вред здоровью. Непосредственное решение о допуске женщины к таким условиям труда принимает руководитель предприятия. Он несет полную ответственность за сохранение здоровья своих сотрудников, и в случае трудовой травмы, обязан создать комиссию по расследованию причин произошедшего.

Допуск к тяжелым, вредным и опасным условиям должен производиться только после подтверждения необходимых знаний и техник безопасности сотрудником, независимо от его пола. Все трудовые места должны быть аттестованы специальными комиссиями.

Женщины могут быть допущены в качестве руководителей, директоров и начальников на запрещенные профессии в данных отраслях, если их труд не будет напрямую связан с опасностью и необходимостью находиться в тяжелых условиях.

Подробнее об этом вы можете узнать из представленного видео.

Новые возможности

В настоящее время обсуждение в Правительстве не прекращается. Ежегодно поступает множество предложений по поводу обновления списка запрещенных профессий. Профсоюзы и госорганы имеют различное мнение об этом. Также экспертные мнения требуются и от медиков. Они должны проанализировать и спрогнозировать, к каким последствиям приведет работа женщины в конкретных негативных факторах. Именно на их совести остается дальнейшая репродуктивная функция каждой работницы в таких средах.

Врачи объединили свои мнения в том, что наиболее часто профессиональные заболевания развиваются у сотрудников, работающих в следующих отраслях:

  • производство продуктов;
  • работа с химическими средствами;
  • обработка промышленных товаров;
  • металлургия.

Даже такие сотрудники сферы услуг, как парикмахеры, косметологи, сотрудники прачечных, очень сильно подвержены образованию рака груди. И причиной этому становится их ежедневная работа с химическими веществами.

Хотя не исключено, что скоро россиянкам откроют доступ даже к самым тяжелым и вредным профессиям, с целью получения максимальной прибыли от работников и предприятий. Но стоит думать наперед, а смогут ли такие сотрудницы в ближайшие годы родить здоровое продолжение нашей нации.

Споры ведутся и по поводу пересмотра самих критериев оценки рабочего места. Ведь в настоящее время развития информационных технологий сильно ушло вперед. И большинству работников теперь не приходится тяжело трудиться, чтобы обеспечить выполнение своих обязанностей.

Например, есть большая разница между управлением новым Сапсаном и старым локомотивом. Если проанализировать условия труда каждого из таких машинистов, то даже невооруженным глазом можно понять, что Сапсаном управлять намного проще и легче. Поэтому с таким трудом вполне может справиться и женщина. К тому же представительницы слабого пола уже доказали, что они неплохо справляются с управлением транспортными средствами, а порой бывают даже более внимательными и аккуратными, чем мужчины.

Правда жизни

Но, несмотря на обозначенный перечень запрещенных профессий, никто из руководителей предприятий, как и из Правительства не дает гарантий, что другие профессии являются полностью безопасными для женщин. Например, статистика Свердловской области показывает, что женский травматизм на предприятиях присутствует в следующих пропорциях:

  • за последние 5 лет на производстве зарегистрирована треть пострадавших;
  • каждый пятый из зарегистрированных случаев является тяжелой травмой;
  • каждый десятый случай заканчивается гибелью работника.

Безусловно, в каждом регионе развиты различные виды предприятий, поэтому и статистика будет разной. Поэтому не зря сделан общий запрет для женщин на тяжелый физический труд и высокую вредность. Однако это не гарантирует представительнице женского пола, что на ее рабочем месте не будет таких тяжелых или вредных условий труда.

Перед трудоустройством на опасную профессию стоит помнить не только о преимуществах, но и возможных последствиях для своего здоровья, которое потом сложно будет восстановить за заработанные деньги.

Наиболее часто женщины подвергают себя тяжелому труду по следующим причинам:

  • доход такого сотрудника превышает на 20-50%;
  • более широкий социальный пакет, включающий длительный отпуск, путевку в санаторий или оплату проезда до моря;
  • более ранний выход на заслуженную пенсию.

Но нужно понимать, вряд ли вы будете чувствовать себя также прекрасно, как ваши ровесники, если всю жизнь проработаете на более тяжелых условиях труда. И никакая ранняя пенсия и льготный проезд на море не сможет компенсировать вам утраченное здоровье.

Заключение

В настоящее время до сих пор действует Постановление, где перечислено 456 профессий, которые не могут занимать женщины. Такое ограничение в труде сделано с целью сохранения женского здоровья и обеспечения полноценного продолжения человеческого рода. Перечень профессий составлен, исходя из:

  • вредности работы;
  • тяжести;
  • опасности.

Эти факторы стали определяющими для составления данного перечня. Но тенденции нашей страны сейчас таковы:

  1. Многие женщины желают занимать запрещенные профессии, так как в этом случае они смогут получать больше денег, иметь больше льгот и раньше выйти на пенсию.
  2. Некоторые профессии стали неактуальными, так как условия труда во многом сейчас улучшены и не представляют большой тяжести, опасности или вредности для работника. Поэтому в любом случае требуется пересмотр составленного списка и внедрение уточняющих пунктов.
  3. Женщинам не стоит открывать свободный доступ ко всем запрещенным профессиям, если в дальнейшем мы хотим видеть здоровое продолжение нашего рода. Врачами доказано, что работа в таких условиях крайне отрицательно влияет на детородность женщины и здоровье ее будущих малышей.

Поэтому правительство должно учитывать все данные факторы и тщательно подходить к внесению поправок в действующее Постановление. А сами женщины должны понимать, что никакие деньги не смогут компенсировать их здоровье.

grazhdaninu.com

Для женщин в России закрыты 456 видов работ. Дальнобойщица, помощница капитана и капитан — о том, как они преодолели этот запрет — Meduza

В России существует официальный список из 456 видов работ, запрещенных для женщин; он принят еще в 1974 году. ООН признало список ущемляющим права женщин, Минтруда РФ пообещало его пересмотреть. Но пока что женщинам не положено работать плотником или водолазом, управлять электропоездом, быть членом палубной и машинной команды на корабле, а также водить автомобиль грузоподъемностью больше двух с половиной тонн. Считается, что эти профессии слишком сложные и травмоопасные для женщин, а еще могут нанести вред репродуктивному здоровью. Впрочем, некоторым женщинам удается получить такую работу, но для этого им приходится обращаться в профсоюзы, к правозащитникам или даже в ООН — как, например, сделала второй помощник капитана Светлана Медведева из Самары. «Медуза» поговорила с женщинами, которые не считают нужным делить профессии на «женские» и «мужские» — и водят фуры и суда.

Евгения Корнева

23 года, Санкт-Петербург; 4-й помощник капитана газовоза, трудовой стаж 4 месяца

Я окончила судоводительский факультет Государственного университета морского и речного флота имени Макарова по специальности «инженер-судоводитель», могу работать в должности от четвертого до второго помощника капитана. Сейчас я четвертый — на газовозе Sibur Tobol. Когда я пришла, капитан сказал: учить мы ничему не будем, поблажек делать — тоже. Если устроилась — значит, можешь работать. Мне это очень понравилось: значит, в меня верят как в специалиста. Но вообще на флоте поблажек никому не делают — даже если ты еще не моряк, а студент.

Я поступала в университет на бюджетной основе, конкурс был небольшой, и на первом курсе нас было 200 человек. До выпуска спустя пять лет дошли 70, а девушек осталось всего три. Мне было легко, потому что я люблю дисциплину и форму с детства, лет с 14 ездила в Мурманск на соревнования «Зарницы» — там училась преодолевать полосу препятствий и оказывать людям помощь в экстремальных ситуациях. Мечтала стать спасателем в МЧС, даже подавала документы в Академию, но недобрала нужный балл по математике. Сейчас думаю — и хорошо, потому что иначе бы не попала в «Макаровку» и не увидела, что на судоводительском факультете есть бюджетные места.

Помню, как держу в руках лист с профессиями и не хочу читать дальше: вот она, эта специальность, хочу быть только моряком! Баллов по ЕГЭ хватило, родители мои, оптимисты, меня во всем поддержали («Капитаном быть хочешь? Вот и отлично!»), я поступила. Началась учеба. Наши мальчишки-однокурсники за пять лет ни разу не спросили, зачем мне становиться моряком, не говорили «ты же девочка», мы были друзьями, никакой дискриминации я не ощущала. Сессию я сдавала не хуже, чем они, практику тоже проходили вместе. Зато преподаватели старой закалки, которые и сами ходили в море, реагировали всегда однозначно. Например, читают лекцию по устройству судна — и так между делом: эх, девчонки, ну куда вам в море, вам бы семью заводить.

В «Макаровке» моряки получают два диплома: один — об окончании университета, а второй — «рабочий морской» диплом. Второй важнее, так как на него судоходные компании — работодатели обращают больше внимания. Для того чтобы получить его, нужно наработать морской ценз: из пяти лет обучения курсант 12 месяцев должен провести кадетом в море — работать в составе палубной команды и одновременно учиться у штурманов и капитана. Мой кадетский рабочий день, например, строился так: четыре часа я проводила на мостике, а еще четыре часа была матросом.

В «Макаровке» есть обязательная практика на паруснике «Мир» — на нем ребята с разных факультетов на полгода уходят в рейс по разным странам. Экипаж состоит из 80 человек, девушек обычно 12, есть будущие штурманы, электро- и даже судомеханики — их заселяют в одну каюту. Но в том году на всем потоке не нашлось 12 человек, поэтому нас, девчонок, с «Миром» не отпустили.

К счастью, мне нашли другое место: кадетом на большом пассажирском пароме «Принцесса Мария». Он не такой крутой, как «Мир», и считается «домашним пароходом», так как ходит из Петербурга в Хельсинки и обратно. На нем я на пять месяцев стала рабочей силой, которая делает все, что попросят (смеется). Командовал на палубе боцман: здесь покрасить, здесь отшкрябать, тут мусор убрать. Попутно узнавала судно — это было несложно: когда тебе говорят, например, «Протереть !» — хочешь не хочешь, а выяснишь, что это такое. Третий помощник капитана учил меня определять месторасположение судна, корректировать карты, нести вахту. Всегда помнить, что ты — будущий штурман, поэтому должна быть умной, сдержанной, быть лидером — это важно для того, чтобы матросы, например, не фамильярничали.

Списывалась на берег я с гордостью, весь экипаж меня провожал, а командир даже подарил мне рубашку — на ее воротнике золотыми буквами было выбито «Принцесса Мария». Такие носит весь штурманский состав. Высшая степень признания! Потом командир и старпом даже пришли ко мне на выпускной, вместе посмеялись, вспоминая их первое обо мне впечатление: когда я поднялась на мостик, оба сделали большие глаза, а командир сказал: «Будешь пить кофе и строить глазки третьему помощнику — будешь драить палубу!»

Не секрет, что капитаны воспитывают кадетов «под себя», чтобы потом было комфортно вместе работать. После пятого курса меня позвали работать на «Принцессу Марию», но не получилось: компания-владелец продала пароход. Стала рассылать резюме и ходить по собеседованиям — важно было устроиться на работу быстро. У моряков с этим строго: стоит сделать перерыв в трудовом стаже, потом будут смотреть с недоверием — почему полгода не работала, дома сидела? Многие хотели меня взять, но не по специальности, а кадетом. Я отказывалась — играли амбиции: мои однокурсники уже работали штурманами, а мне опять все сначала начинать?

Помню, как шла по Невскому и чуть не плакала, думала, все пропало. И тут мне позвонили из «Совкомфлота». Меня определили на Sibur Tobol — судно с водоизмещением 22 765 тонн, которое курсирует между Усть-Лугой под Петербургом, Швецией, Францией и Англией. Я стала там первой девушкой-штурманом, получив контракт на четыре месяца. Это много — считается, что за это время в море штурманский состав успевает устать. Поэтому стандартный график — четыре через четыре, поровну в море и на берегу.

Мне было сложно психологически: одно дело ходить кадетом, учиться, совсем другое — штурманом. Ты уже часть bridge team (командного состава — прим. «Медузы»), на тебе ответственность. Например, когда мы заходим в порт, третий помощник швартуется на баке, второй — на корме, а я остаюсь на мостике с лоцманом и капитаном, фиксирую все в судовой журнал, передаю команды капитана рулевому. Как-то шли Кильским каналом в Германии, пришвартовались, и к нам на борт поднялись сотрудники порта. Я представилась по уставу, сказала: «Iʼm a 4th officer». Иностранцы слегка удивились, но стали докладывать мне план швартовки, рассказывать, как будут подходить буксиры. Через пять минут я поняла причину удивления — они осторожно поинтересовались, как это я — такая молодая, а уже старший помощник? Просто слова first и fourth в английском звучат похоже, а должности четвертого помощника в некоторых зарубежных компаниях просто нет.

Я слышала о перечне профессий, запрещенных для женщин, и не понимаю, чем руководствовались составители этого реестра. Да, работать в море непросто, но непросто всем. И если человек, независимо от пола, адекватный — почему бы ему не быть боцманом, штурманом, матросом? Когда мы ходили по Европе, я по радиоканалу УКВ постоянно слышала женские голоса: капитанов других судов, старших помощников, кадетов. Мне кажется, это нормально.

Сейчас у меня закончился контракт, я дома, в Петербурге, на четыре месяца. Уезжала с судна с тоской, было ощущение какой-то неполноты. Собираюсь на этих «каникулах» пойти в тренажерный центр — буду расширять кругозор по грузовым операциям. Мне 23, и я только расправила крылья, прошла маленький этап — но себе еще ничего не доказала.

Анна Обухова

37 лет, Набережные Челны; водитель фуры, стаж работы 4 года

Я всегда мечтала водить фуру, но сначала получила два высших образования, инженерное и экономическое, потому что «иначе нельзя, у нас в семье восемь поколений учителей и врачей». Получила права категории В, потом С и D, работала в Уфе водителем троллейбуса. На автобус без опыта сразу не взяли, а ведь троллейбус устроен гораздо сложнее, экстремальных ситуаций там не меньше, плюс — ты привязан к источнику питания. Потом водила автобус из одного конца города в другой. Было страшно, потому что это на фуре ты один, а в автобусе с тобой люди — и ты отвечаешь за них. Теперь, когда кто-то из коллег-дальнобойщиков говорит о сложности работы, всегда спрашиваю: «А ты на автобусе работал?»

В дальнобойщицы меня тоже не сразу взяли. В нашей стране молодой человек в 21 год может прийти в большую компанию и спокойно устроиться работать. Девушку без опыта не возьмут вообще, а чтобы получить опыт, нужно водить — а за руль не пускают без опыта. Змея, кусающая себя за хвост. Мне повезло, и я устроилась к частнику, дяде Ване, у него было две фуры и два двухосных грузовика, их называют «одиночки» (грузовик с кузовом, его грузоподъемность составляет 10–12 тонн — прим. «Медузы»). Вот на «одиночке» я и стала нарабатывать стаж — ждать, когда можно будет сесть за руль фуры.

Случай представился через месяц — один из водителей заболел, понадобился кто-то на замену, на рейс из Барнаула до Ивантеевки. За пять дней нужно было проехать 3500 километров, отвезти 20 бухт с проволокой, каждая весом в тонну. И мне наконец-то дали фуру! Сказать, что во время этого рейса у меня руки-ноги потели — ничего не сказать. Я чувствовала, что есть только я, машина и то, что мне нужно доставить груз. Когда добралась, на часах было 16:24 — да, я даже сейчас, спустя четыре года, помню тот рейс по секундам. Потому что фура была моей мечтой, а все остальное: автобус, троллейбус, грузовик — только ступеньками к ней.

После болезни начальника его семья решила продать машины, я осталась без работы. Устроилась в транспортную компанию «700 дорог» — прошла собеседование, меня проверили на знание матчасти, протестировали уровень парковки. Я стала единственной женщиной среди почти ста водителей-мужчин, перевозящих грузы весом более десяти тонн по дорогам страны. Коллеги тоже меня «проверяли»: это к мужчине-водителю относятся по умолчанию уважительно, а женщине нужно доказывать свою квалификацию — демонстрировать, что знаешь машину, можешь ее сама починить.

Мы с подругами как-то составили список из семи вопросов, которые обязательно звучат в канале связи для дальнобойщиков, когда мужчины узнают, что за рулем девушка. Как зовут, куда едешь, а что, если у тебя колесо лопнет? Ненавижу вопрос про колесо! Ну что нормальный водитель будет делать, если у него колесо спустит? Менять, конечно. Вот я и меняю! Конечно, не люблю этого делать — мой вес 60 килограмм, минимальный вес колеса фуры — 87. Но практика показывает, что лучше не ждать помощи, поэтому просто иду и делаю, никого не прошу.

Кстати, как только коллеги узнали, что я сама поменяла колесо, — стали относиться уважительно. Но в разговорах по рации все равно говорю низким голосом — чтобы избежать навязчивого внимания и подтруниваний от коллег. Мужики отвечают мне иногда: «Спасибо, братуха!» — и это, честно говоря, устраивает меня больше, чем расспросы о том, замужем я или нет.

Работа дальнобойщика тяжела одинаково и для мужчин, и для женщин. Водителям любого пола платят небольшую ставку и доплачивают за километраж. Знаете, сколько стоит километр, который ты проезжаешь с грузом? От 2,5 до 5 рублей. За такую работу это очень мало. Согласно режиму труда и отдыха, который предполагает защиту здоровья водителя и защиту от аварийных ситуаций на дороге, он не должен проезжать больше 630 км в день по дорогам Сибири, например. Проехал — вставай отдыхать. Но если водитель будет ехать точно по стандартам, он, во-первых, к концу месяца заработает копейки, во-вторых — ни одна компания-грузоперевозчик не разрешит ему так долго везти груз.

Вот сейчас меня гаишник оштрафовал за несоблюдение режима на 3000 рублей. Говорю ему: командир, ты меня остановил, но моя вина здесь какая? У нас штрафы за недоставку груза вовремя. Все равно пришлось заплатить. А в Европе нарушение режима труда и отдыха водителя оплачивала бы компания-работодатель, причем штраф составил бы больше 1000 евро — за создание водителю условий, в которых он вынужден, как мы говорим, «ехать стоя», то есть почти без отдыха и сна. Я проезжала максимум 23 000 км в месяц — сама платила штрафы, чинила машину, если было нужно.

Я замужем, муж тоже дальнобойщик, но сейчас по состоянию здоровья не ходит в рейсы. А я за четыре года на своей красавице и ласточке (это 17-тонный тягач с прицепом и рефрижераторной установкой, в которую помещается до 22 тонн груза — прим. «Медузы») объездила всю страну. Была везде, кроме Крайнего Севера и Владивостока. Все чаще встречаю на дорогах других женщин-водителей. Значит, ситуация меняется. Если несколько лет назад в компании, где работали почти сто водителей, я была единственной девушкой, то скоро их, я думаю, будет больше.

Это хорошо, потому что если женщины научаются водить машину, они делают это лучше, чем мужчины. Они быстро реагируют и более аккуратны, у них меньше адреналина, они не делают резких движений на дороге. За 19 лет за рулем я видела немало водителей — с некоторыми и километра не проеду, поседею от ужаса: они не чувствуют дорогу, просто давят на педали. А для вождения нужен талант — вот как кто-то поет, кто-то на гитаре играет, кто-то шикарно готовит. Тем, кто начинал водить в советское время, принять женщин за рулем сложно. Но им осталось рулить лет десять — а поколение мужчин-ровесников уже другое. Они понимают, что для таланта пол не важен.

Единственная категория, которая у меня не открыта, — категория А. Не умею водить мотоцикл. Сын и дочка катаются на велосипедах, мечтают и меня научить. Говорят: мама, ну ты же фуру водишь, неужели велик не освоишь? Я отвечаю: вот только фуру могу, потому что это — мечта.

Татьяна Суханова

46 лет, Владивосток; капитан контейнеровоза, стаж работы 28 лет

В конце 1980-х я окончила Благовещенское речное училище, получила диплом по специальности «судоводитель-механик» и сразу устроилась на работу: ходили по Амуру на маленьких пароходах, где я была и мотористом, и матросом, то есть совмещала палубную и машинную работу, а позже стала третьим помощником капитана в Амурском речном пароходстве, потом на заводе Ленинского Комсомола. Пыталась поступить в ДВВИМУ (сейчас — Морской государственный университет им. Невельского) во Владивостоке, но мне сразу сказали: не поступите, потому что девушка. Дождалась, когда стало возможно учиться платно, и училась заочно. Кажется, за четыре года ни одной вещи себе не купила, зато у меня была работа — первый же рейс был кругосветным: сели в Польше и прошли все океаны — мимо Америки, Африки, Бразилии.

Работала в «Востоктрансфлоте», «Дальрифере», там же доросла до капитана. Была старпомом в британской компании — было интересно поработать с иностранными . Я почувствовала, насколько отличаются и условия труда, и отношения: меня взяли старпомом на судно более скромное, чем то, на котором я ходила капитаном, а зарплата была выше вдвое. И не было зависти — у нас мужчины в море ревнуют профессию к женщинам, как женщины ревнуют мужчин. Их легко понять: сейчас на Камчатке почти нет флота, развалился «Дальморепродукт», «Востоктрансфлот», в Дальневосточном пароходстве из почти ста судов осталось 17. Люди сражаются за места.

Я пыталась устроиться в крюинги Владивостока «Мегамарин» и «Корсар Марин», и мне открытым текстом сказали: мы женщин не берем. Я возмутилась — если бы зарубежные компании, которые представляют эти крюинги, узнали, что капитана не берут на работу только потому, что она — женщина, они лишились бы лицензий. Я написала в российский профсоюз моряков, мне перезванивали из Петербурга, убеждали, что следят за тем, чтобы дискриминации не было. Но Петербург далеко, а здесь девочки-менеджеры мне проговорились: в компаниях есть работа только для мужчин.

Да, женщин на флоте дискриминируют — но проблема не только в ущемлении прав женщин, но и в том, что в России сейчас для моряков почти нет работы. Хотя еще 25 лет назад была. Когда начинают смеяться над гастарбайтерами, моряки говорят: мы такие же. Сейчас я хожу на контейнеровозе «под флагом» — работаю капитаном в кипрской компании, вожу рейсы в Австралию, Новую Зеландию, Папуа — Новую Гвинею и на Соломоновы острова.

Я не только хожу в море, но и преподаю во Владивостокском морском колледже будущим судоводителям и судомеханикам: теорию устройства судна, навигацию, мореходную астрономию. А потом вижу, как эти парни и девушки работают менеджерами в салонах сотовой связи. Нынешним абитуриентам часто все равно, кем быть. У них нет мотивации. Вот недавно я выступала перед девочками-абитуриентами, будущими судоводителями и механиками. Из 20 человек только у пяти горят глаза — они знают, зачем пришли. Остальные: ну, друг пошел, и я с ним, родители заставили, надо же где-то учиться. А ведь для моряка мотивация — один из ключевых факторов.

Помню, «Дальрыбвтуз» набрал курс, целиком состоявший из девочек, там училась моя подруга Оксана Спивак. Она и сейчас работает здесь, во Владивостоке, сменным капитаном — швартует на буксире большие пароходы. Это адский труд и огромная ответственность, а Оксана за сутки работы получает 4000 рублей. Но она влюблена в море — поэтому и выдерживает. Конечно, много дает семья: у Оксаны муж моряк, у меня тоже. У нас говорят так: «Лучший муж капитана — это механик». (Смеется.) Мне повезло, мы вместе ходим в рейсы.

Я мечтаю, что когда-нибудь у нас будет так, как в Голландии. Они в море тоже семьями работают. Идет такой пароходик по реке, на нем — манеж, в котором дети играют и изучают морское дело. Хочу, чтобы так было в российских компаниях — много хорошей работы на флоте, которой хватило бы и мужчинам, и женщинам. Люди не уходили бы в зарубежные крюинги. Вот это был бы патриотизм.

meduza.io

Запрещенные профессии для женщин в России – список в 2019 году насчитывает 456 должностей

XX век во всём мире ознаменовался борьбой женщин за свои права. Советский Союза, а потом и Россия также были вовлечены в этот процесс. В статье 19 Конституции РФ закреплены равные права и свободы для мужчин и женщин. Но в жизни не все так просто. Например, в РФ женщина до сих пор не всегда может выбрать работу по душе. До сих пор существуют запрещённые профессии для женщин в России – список в 2019 году насчитывает 456 специальностей,

Расскажем подробнее, какие профессии входят в перечень запрещенных, что изменилось за последние годы и есть ли возможность обойти запрет.

Список профессий

Какие профессии запрещены для женщин в России, указано в Постановление Правительства РФ от 25.02. 2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Подобный документ существовал ещё в советское время с 1974 года. С годами только немного менялся список запрещённых профессий. Последние изменения были закреплены в 2000 году. С этого периода и по настоящее время женщины не могут работать по 456 специальностям.

Прекрасный пол не допускается к работам:

  • связанным с подъёмом и перемещением вручную тяжестей;
  • подземным работам в горнодобывающей промышленности.

Запрещен ряд специальностей в следующих отраслях промышленности:

  • металлообработка;
  • строительство;
  • горные работы;
  • геологоразведочные работы;
  • бурение скважин;
  • добыча нефти и газа;
  • металлургия;
  • электротехническое производство;
  • судостроение;
  • химическое производство;
  • лесозаготовительные работы;
  • производство цемента;
  • железнодорожный, речной и автомобильный транспорт;
  • гражданская авиация;
  • связь;
  • некоторые другие вредные производства.

Для каждой отрасли перечислены конкретные запрещённые для женщин профессии. Например, при производстве цемента женщинам нельзя работать на очистке шламовых бассейнов и болтушек. Любая другая деятельность при производстве бетона женщинам разрешена.

Для чего нужен список?

Перечень запрещённых профессий для женщин направлен не на дискриминацию, а на защиту здоровья женщин. В перечень включены те специальности, которые в первую очередь вредны для репродуктивного здоровья прекрасного пола. Таким образом, законодатель попытался позаботиться не только о самих женщинах, но и о будущих поколениях россиян.

Может ли женщина работать по запрещённой специальности

Нельзя однозначно сказать, что женщина никогда не сможет работать ни по одной из 456 профессий, указанных в Перечне. В примечаниях к данному документу указано, что работодатель может принимать на работу женщин по указанным специальностям в тех случаях, если будут созданы безопасные условия труда.

На протяжении нескольких десятилетий к Перечню не возникало вопросов со стороны женщин. На очень многие специальности желающих среди них не находилось. Однако с годами развивался технический прогресс, некоторые профессии перестали наносить вред здоровью, какие-то работы теперь не требуют чрезмерного физического труда.

Изменилось и мировоззрение женщин. Они стали выбирать интересные для себя специальности. Из всего Перечня можно выделить три профессии, которые в последнее время стали популярны среди прекрасного пола. Это:

  • машинист в метро;
  • дальнобойщик;
  • капитан и помощник капитана морского судна.

В каких-то случаях женщинам удаётся без лишних проблем получить работу по запрещённой специальности, а кому-то приходится доказывать свою проф.пригодность в суде.

Конечно, на помощь женщинам приходит технический прогресс. Некоторое время назад сложно было представить девушку за рулём фуры. Основная причина крылась в отсутствии физической возможности для её обслуживания. Вес одного колеса такой машины около 87 кг. Если женщина весит около 60 кг, то раньше она оказалась бы беспомощной при необходимости поменять колесо у такой большой машины. В настоящее время используют специальные краны для данной процедуры. Поэтому замена колеса у фуры стала возможна даже тем, кто весит меньше самого колеса. А значит, профессия дальнобойщика стала доступна женщинам.

Как по закону оформляется легкий труд для беременных сотрудниц?

Грядущие изменения

Осенью 2018 года Министр труда и социальной защиты М. Топилин сообщил последние новости по вопросу перечня запрещённых профессий. Список будет сокращён, его сделают актуальным на сегодняшний день. Планируется, что будут сняты ограничения по целому ряду отраслей. Критерием послужит уровень технического прогресса, позволивший исключить или минимизировать вред для здоровья женщины. Уберут и те профессии, которые уже перестали существовать.

Тем не менее, список запрещённых для женщин профессий в РФ в 2019 году всё еще продолжает действовать в старом варианте 2000 года. Сколько ещё времени требуется законодателям для создания нового нормативного акта – пока неизвестно. Хочется верить, что новые изменения принесут пользу целеустремлённым женщинам в достижении их целей.

Постановление Правительства РФ Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин – скачать

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

takovzakon.ru

7 запрещенных профессий для женщин в России | КТО?ЧТО?ГДЕ?

Шахтер, капитан, пожарный — какие еще профессии безуспешно пытаются запретить для российских женщин уже более 40 лет?

С 1974 года в России официально существует перечень из 456 профессий, запрещенных для женщин. В список попали такие специальности, которые и многим мужчинам не под силу, но представительницы «слабого пола» все равно недовольны. Уже почти полвека они доказывают, что могут выполнить любую работу и вольны сами выбирать свой профессиональный путь. В последние годы правительство обещает пересмотреть перечень и оставить там только вредные для женского здоровья виды работ, но пока список остается неизменным. Расскажем о 7 запретных профессиях и отважных дамах, которые смогли обойти этот запрет.

Моряк

«Женщина на корабле — плохая примета». Неизвестно, когда именно появилось это старое суеверие, но известно, что живет оно до сих пор. А в России даже на законодательном уровне. Суровая морская жизнь считается слишком тяжелой для девушек («будущих матерей»), а пребывание на одном корабле с мужчинами в течение нескольких месяцев и вовсе перенести нельзя. Но отважные дамы не обращают внимания на эту трогательную заботу о себе и все равно рвутся в море. Женщины составляют 1—2 % от всех моряков мира, но это не значит, что на кораблях их нет совсем. Они становятся матросами, штурманами, помощниками, капитанами и даже получают звание адмирала. В США адмирал Мишель Говард управляла всем флотом страны, участвовала в войне в Персидском заливе и вызволяла товарищей из пиратского плена. А вот в России девушкам запрещено служить на военных судах.

Единственным капитаном (и по совместительству единственной женщиной) в ВМС была Вера Курочкина, управлявшая большим гидрографическим катером. Это судно обеспечивало боевую деятельность других кораблей и использовалось в научных целях. В 2013 году капитана Курочкину уволили с туманной формулировкой «в связи с изменением условий трудового договора». А чуть позже руководство ВМС России пообещало, что к 2018 году появятся корабли, готовые принять на борт специалистов женщин, но пока этого не произошло. Те немногие девушки, которые все-таки пробиваются на борт, работают на торговых и пассажирских судах. Ситуация, когда весь командный состав корабля сформирован из женщин, в России пока невозможна. А ведь когда-то именно россиянка Анна Щетинина стала первой женщиной — капитаном дальнего плаванья.

Дальнобойщик

Многим из нас сложно представить, но профессия дальнобойщика действительно может стать работой мечты. Особенно если вы дама, которую закон оберегает от вождения и обслуживания автобусов и автомобилей грузоподъемностью свыше 2,5 тонн. Мы до сих пор удивляемся, видя девушку за рулем такси или маршрутки, чего уж тут говорить о фурах. Но говорить нужно, потому что подобных отважных женщин в России не так уж и мало. Они водят огромные грузовики, одно колесо которых может весить больше, чем сам водитель, и без чужой помощи, вручную меняют их на пустынных, разбитых дорогах.

Получить работу дальнобойщика девушке очень сложно: хозяева машин обычно не доверяют фуры и грузы таким хрупким созданиям. И зря: на практике они справляются не хуже коллег, а встречающиеся по дороге мужчины (в том числе полицейские и даже местные бандиты) всегда рады оказать помощь даме. Но не обходится и без сексизма — мужчины-дальнобойщики часто пытаются отправить женщину-водителя на кухню или предложить руку и сердце. Работа, сопряженная с постоянными разъездами, не мешает дальнобойщицам заводить семьи. Родные гордятся тем, что они выполняют такую сложную «мужскую» работу.

Водитель электропоезда

Водить электропоезд (то есть метро) женщинам тоже запрещено. Работники метрополитена считают это правило вполне разумным. Долгое пребывание под землей чревато проблемами со здоровьем для любого человека, но у девушек, помимо всего прочего, могут нарушиться репродуктивные функции. Однако самые большие опасения вызывают внештатные ситуации. Работники метро с трудом представляют, что будет делать хрупкая девушка с застрявшим в тоннеле поездом или попавшим под колеса человеком. После войны женщин активно брали в машинисты, и несколько лет назад из метрополитена уволилась последняя специалистка из того набора — Наталья Корниенко. С тех пор машинисток в метро нет, хотя одна девушка активно пыталась попасть в заветное кресло через суд.

Петербурженка Анна Клевец училась на юридическом факультете и искала подработку. Должность помощника машиниста ее вполне устраивала, но руководство метро не стало менять свои правила. Тогда девушка пошла в суд, заявив, что закон является дискриминационным и нарушает конституцию. Судя по тому, что женщин, управляющих поездами метро, все еще нет, Фемида приняла сторону правительства.

водитель электропоезда

Сварщик

Дальнобойщицы отмечают: хоть на работу попасть и сложно, но с зарплатой никаких проблем нет — и мужчины, и женщины получают одинаково. А вот сварщицы часто жалуются на то, что их притесняют на производстве: зарплата мужчины может быть выше почти на треть. Некоторым сварщицам не разрешают получать новые категории; иногда и вовсе оформляют как ученика, а работы дают столько же, сколько мужчине с опытом. А ведь когда-то профессия сварщика считалась чуть ли не женской: во время войны и некоторое время после в цехах царили девушки, а потом появился перечень тяжелых работ и специалисток начали отстранять, несмотря на то, какое высокое мастерство они демонстрировали. Работа сварщика действительно тяжелая и опасная, но не только для женщин, а вообще для всех. Эти специалисты уходят на пенсию в 45 лет — к тому моменту у них уже накапливается много проблем со здоровьем, в частности, со зрением и щитовидной железой. Бывают на производстве и смертельные случаи: можно задохнуться газом (здесь особенно опасна сварка с применением аргона) или попасть под чей-нибудь инструмент.

Женщины — работники аккуратные и ответственные, поэтому работодатели и берут их, несмотря на запрет. Они спаивают титановые и атомные трубы, работают с аргоном, не боятся сварки ручным методом. Если работодатель попадается порядочный, то за свой тяжелый труд сварщицы получают компенсации: льготы, лечение, поездки за счет компании, подарки детям. Но зарплаты все равно остаются небольшими даже у тех, кто работает на сложнейшем и опаснейшем производстве в труднодоступных местах. Но сварщицы обычно любят свою работу и даже называют ее творческой, ведь металл нельзя просто так сплавить — нужно придать ему определенную форму, сделать все красиво и качественно. Работу сварщика проверяют рентгеном, ошибок быть не может.

Шахтер

Специальность шахтера в перечне запрещенных профессий чуть ли не первая. И кажется, вот она — работа, которая не по зубам вырвавшимся на свободу женщинам. Но так было не всегда. До революции и во время обеих мировых войн девушкам не просто разрешали работать на шахтах, но и всячески поощряли подобные желания (впрочем, в те непростые времена правительство официально нанимало и детей до 15 лет). Сейчас, конечно, никто не разрешает дамам махать кирками под землей по 14 часов в день, но это не значит, что они совсем вернулись на поверхность. Самая распространенная подземная профессия у девушек — маркшейдер. Это горные инженеры, которые планируют и контролируют все этапы строительства под землей. Ошибка маркшейдера может привести не только к краху всей работы, но и к смерти шахтеров — он должен оценивать состояние почвы, находить загазованные участки под землей, делать правильные расчеты, чтобы ничего не обвалилось. И все эти сверхответственные решения нередко принимают хрупкие девушки. За несколько лет работы они проводят под землей больше тысячи часов.

Пожарный

Женщины в России не могут принимать участие в непосредственном тушении пожара. Честно говоря, обойти этот запрет хотят совсем немногие: пожарниц в России можно пересчитать по пальцам. Возможно, без запрета их было бы гораздо больше: в США, например, тушат пожары 6200 женщин, причем 150 из них руководят работой пожарных частей. Американское правительство обязано нанимать определенное количество девушек на эту должность при условии, что они прошли строгий отбор. В России пожарницам никакие умения не помогут. Ни отличные оценки в специализированных учебных заведениях, ни высокие результаты на нормативах не заставят начальников частей взять на работу девушку. Для них и условий-то нет никаких: ни отдельных комнат, ни отдельных душевых.

Пожарный — профессия сама по себе невероятно опасная и сложная, а женщинам в ней приходится сталкиваться с дополнительным стрессом: издевками и недоверием коллег-мужчин, притеснениями со стороны начальства. Те немногие дамы, которые все-таки убедили начальство в своей готовности пожертвовать собственной жизнью ради спасения чужих, не могут, например, участвовать в соревнованиях — ведь они будут соревноваться с мужчинами, которые очень расстроятся, если проиграют представительнице слабого пола. Многие девушки мечтают спасать людей, многие физически и морально готовы к такой работе, но бороться с предрассудками и устаревшим законодательством начинают лишь единицы.

Работник химического производства

Девушкам активно не рекомендуется работать на химическом производстве. По-хорошему на этом производстве вообще никому работать не стоит, но женщин решили отстранить законодательно. Работа с материалами, выделяющими ядовитые испарения, негативно влияет на репродуктивные функции и здоровье вынашиваемых детей. Кроме того, у работниц опасных производств чаще развиваются гинекологические заболевания и специфические формы рака. Но конечно, недобросовестные работодатели допускают к вредным веществам женщин, остро нуждающихся в деньгах. Их могут неправильно оформлять и платить копейки.

Выставка “Первый чемпионат мира по футболу. 1930 год”

kto-chto-gde.ru

10 профессий, которые запрещены российским женщинам

Хоть 19 глава Конституции РФ и говорит о том, что права мужчин и женщин равны, как и возможности для их реализации, 25 февраля 2000 года правительство приняло закон об ограничении женского труда в некоторых профессиях. Всего в документе 39 разделов, по одному на каждую область деятельности, где ограничен, либо запрещен женский труд. Этот перечень регулярно обновляется. Последние поправки были внесены в марте 2019 года. Некоторые профессии, которые устарели, будут исключены. Те, где на данный момент труд практически полностью автоматизирован и не требует грубой физической силы, будут содержать предписания.

На данный момент запрещено брать женщин на работу по 456 профессиям. Сам документ называется «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». И сколько бы не боролись феминистки за равноправие, законодательство нарушать не будет ни один работодатель.

Рассмотрим 10 самых обсуждаемых профессий, в которых не встретишь женщин.

Женщины-водители автобусов есть. Но эти пассажирские автобусы не более, чем на 14 посадочных мест. Осуществляют перевозки пассажиров по городу и пригороду. На дальние рейсы автобусы с женщиной-водителем не допускаются.

Женщины не могут работать водолазами из-за повышенных нагрузок. Но, некоторые работодатели берут женщин-водолазов ссылаясь на оговорку в законе, где говорится о том, что при создании безопасных условий труда, принимать женщин на работу можно. Например, в Строгинской пойме работает единственная женщина в Москве, принятая на работу спасателем-водолазом на поисковой станции.

Женщин не принимают на работу не только машинистами, но и помощниками машиниста электропоезда. Эта профессия попала в список запрещенных не столько из-за тяжести, сколько из-за вибрации и электромагнитных излучений, которые негативно влияют на репродуктивную функцию. Однако, современные поезда отвечают всем параметрам безопасности. Именно поэтому, в порядке исключения, женщин берут на работу машинистами электропоездов.

Так же, женщинам нельзя обходить вагоны для проверки, составлять составы поездов.

Ограничение относится к крупнорогатому скоту и свиньям. МРС и птицу забивать могут и женщины. В деревнях же, женщины вполне успешно справляются с забоем домашнего скота. Но Минтруда считает, что женщина не может поднимать более 15 килограмм.

Также, женщин охотно берут на работу на мясокомбинаты не забойщиками, а на разделку туш.

Запрещено брать на работу женщин на корчевание пней и валку леса. В этих профессиях невозможно предоставить безопасные условия труда. Эти профессии сугубо мужские.

В эту профессию женщинам можно, если работать на комбинированной технике. Например, на погрузчике-экскаваторе JCB, CAT. Но работы должны будут выполняться в тех сферах, в которых это не запрещено законодательно. Например, работа в сельхоз угодьях или в коммунальной сфере.

На эту должность не действуют никакие поправки. Если вы увидите, как женщина в аэропорту переносит багаж или ручную кладь, знайте, здесь нарушаются законы. Эта профессия для женщин закрыта.

В России женщин не принимают на работу плотниками в строительные и монтажные организации.

Женщины-моряки, конечно, есть. В военно-морские училища принимают всех желающих. А вот с дальнейшим трудоустройством по профессии возникнут проблемы. Боцман, шкипер, помощник шкипера и матрос – сугубо мужские профессии. Есть, конечно, исключения, когда и женщин принимают на работу по этим специальностям, но такие случаи можно сосчитать на пальцах.

Женщинам рыбачить не запрещено. А вот ловить рыбу неводом с берега на ручной тяге – дело неженское. Запрет так же распространяется на подледный лов рыбы на закидных неводах, ставных сетях и вентерях.

Список запрещенных для женщин профессий был составлен экспертами из разных областей производства. Был доработан учеными и медиками. Направлен на то, чтобы сохранить репродуктивную способность женщин. Ведь самая главная женская задача – быть мамой.

Источники:

  • Мужская работа: Топ‑10 профессий, запрещенных для женщин в России

www.kakprosto.ru


Смотрите также


 


Шугаринг в домашних условиях рецепт

Женщины всегда стремятся к красоте...Подробнее...



Как сделать кудри в домашних условиях

Как сдеалть красивые кудри дома, не посещаяя салон...Подробнее...



Анорексия: причины, проявление, виды анорексии

anoreksiya-1


Основной отличительной чертой современной... Подробнее...



Булимия: причины, симптомы, лечение булимии

bulimiya-1


Булимия – это расстройство приема пищи... Подробнее...



Как сделать стрелки

Стрелки являются одним... Подробнее...



Сколько калорий в рисе

Как известно, рис... Подробнее...



Восковая эпиляция

Стремясь к красоте и... Подробнее...






Туфли на выпускной 2014

tufli-na-vypusknoj-2014-3

Приближается время выпускного... Подробнее...



Прически на выпуской 2014

000002

Прическа – это то, что делает образ каждой... Подробнее...



Платья на выпускной 2014

000001

Каждая выпускница уже в начале... Подробнее...



Макияж на выпускной

makijazh-na-vypusknoj-2

Выпускной бал, неважно где...Подробнее...



Наращивание ресниц в домашних условиях

Каждая девушка, женщина мечтает... Подробнее...



Отбеливание зубов в домашних условиях

Девушек, которых природа... Подробнее...



Диета по группе крови

Девушек, которых природа... Подробнее...



Как визуально сделать нос меньше?

kak-vizualno-umenshit-nos

Любая женщина хочет выглядеть идеально... Подробнее...