secrets-for-women.ru

Кто является махрамом для женщины


Махрамы для женщин

Махрамы - это близкие родственники, между которыми брачная связь недопустима и чье прикосновение не портит омовение. Итак для женщин махрамами являются:

  • Отец, дедушка, прадедушка ...
  • Родной брат, брат по отцу, брат по матери,
  • Сын, потомки сына и дочери
  • Племянник и его потомки

Здесь необходимо понимать что родство по матери или отцу продолжается бесконечно вверх, а родство по детям бесконечно вниз, так же как и родство потомков племянников.

К примеру, дядя является махрамом, так же как и его отец, дедушка и.т.д, но махрамом не является сын дяди, т.е двоюродный брат.

Далее махрамами считаются и родственники по молочному родству:

  • Муж молочной матери и его отец...
  • Молочный брат (вскормленный молоком вашей матери ил мачехи, в то время когда она была замужем за вашим отцом). Кровный сын молочной матери, молочный сын молочного отца и кровный сын молочного отца.
  • Молочный сын и его потомки.
  • Молочный племянник и его потомки.
  • Молочный дядя, дедушка и т.д.

Нелегко разобраться в молочной родстве. Муж молочной матери становится отцом, отец молочной матери дедушкой. Сын молочной матери становится братом. Молочное родство носит односторонний характер в отличии от кровного родства.

Учитывая сложность молочных отношений и запрет на дальнейшее вступление в брачные связи, жена не может без разрешения мужа брать на кормление чужого ребенка.

Условием при которых начинается молочное родство гласит что ребенок должен быть кормлен досыта не менее пяти раз, возраст ребенка не должно быть старше 2-х лет. При соблюдении всех этих условий ребенок становится молочным сыном этой женщины, равным ее кровному сыну.

Махрамами становятся и после брачного родства:

  • Сын мужа и его потомство.
  • Свекр - отец мужа становится близким родственником (махрамом)
  • Муж матери, муж бабушки и т.д.
  • Зять - муж дочери, внука, правнука и т.д

Прикосновение ко всем остальным мужчинам помимо перечисленных является запретным (харамом) для женщины, и по мазхабу имама Шафии, омовение мужчины и женщины становится недействительным.

С теми родственниками которые мы перечислили выше женщине можно отправляться в путешествие, в хадж, советоваться и находится наедине и т.д.

Читайте также:

  • Моя жена не хочет одеваться по Исламу как быть?
  • Как жить с женой, которую не любишь?
  • Поучительная история про вторую жену

zen.yandex.ru

Махрам для женщин

Махрам для женщин

Кораном установлен перечень запретных для брака родственников для мужчин в 4:23-24. Благодаря этому ясно описанному Аллахом списку был создан и махрам для женщин. Само слово происходит от арабского «родственник», «запретный». К таким мужчинам относятся:

  • отец и брат (родной и по двум, и по одной степени родства (то есть по матери или отцу);
  • сын и муж;
  • дядя (так же, как и в ситуации с братом), а также дядя матери или отца;
  • дедушки по обеим линиям и внуки;
  • племянники (сыновья или внуки и сестры, и брата);
  • муж матери — отчим и зять — муж дочери;
  • отец мужа.

Молочные братья (мать женщины вскармливала их грудным молоком) — это тоже махрам. Нужно акцентировать, что отчим мужа и двоюродный брат не считаются запретными и перед ними необходимо укрываться. Если родственники правоверной насильно выдают ее за махрама, то они совершают куфр и становятся кафирами.

Махрам должен сопровождать женщину во время путешествий и находиться с ней рядом, когда она общается с посторонними (особенно с мужчинами). Это записано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). Ведь он не только запретен для брака, но и является защитником и покровителем родственницы женского пола.

Есть мужчины, которые хотят вопреки законам шариата получить преступными способами доверие женщины и видеть ее постоянно непокрытой. Они могут внушать, что являются махрамом и вместе с тем думать о совершении зины. С такими людьми нельзя оставаться наедине и помнить твердо, кто является истинно запретным для каждой правоверной.

Махрам должен помнить о своей ответственности по отношению к женщине, особенно незамужней. Он должен оградить ее от соблазнов и передать избраннику чистой и незапятнанной. Ведь в одном из хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил о том, что грешная жена как тяжелая ноша на плечах старого человека.

В консервативных исламских странах махрам помогает женщине в общении с посторонними мужчинами и решает большое количество общественных вопросов. Ведь не всегда правоверной удается обрести мужа (или она становится вдовой), и тогда ее интересы представляет именно такое доверенное лицо по законам Корана.

После мужа главным в жизни любой правоверной становится ее сын. После достижения определенного возраста он становится защитником — махрамом для женщины. Ведь еще Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил о том, что черствость и непочтение по отношению к матери запретил сам Аллах. Поэтому сын должен сопровождать мать в путешествиях и не оставлять одну наедине с посторонними (если она вдова или если у мужа нет возможности находиться рядом).

Islam-today

Интересный материал? Пожалуйста, сделайте репост!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Кто является махрамом (запретной женщиной) для мужчины мусульманина? | К Исламу

Скачать файлы из Облака Мейл.ру

Скачать файлы или прослушать онлайн из папки Яндекс.Диска

Скачать или прослушать файлы онлайн из папки Dropbox

Скачать статью формате в PDF

http://static.toislam.ws/files/audio/05_fiqh/035_maharim/maharim.mp3

Передают, со слов ‘Укбы бин аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, что после его женитьбы на (Умму Яхья) дочери Абу Ихаба бин ‘Азиза к нему пришла одна женщина (черная рабыня) и сказала: «Поистине, я кормила грудью и ‘Укбу, и ту, на ком он женился!» (В одной версии сказано: «(В ответ) ей ‘Укба сказал: «Я не знал, что ты вскормила меня, ведь (раньше) ты не говорила мне (об этом)!» (В еще одной версии сказано: «И я послал к семье Абу Ихаба, чтоб спросить их. Они ответили: «Мы не знаем о том, что она кормила нашу дочь»). А затем он верхом отправился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину и задал ему вопрос. (Я сказал: «Я женился на такой-то, дочери такого-то. И к нам пришла черная женщина и сказала мне, что она кормила нас обоих. И она лжет».) После этого Пророк отвернулся от него. И Укъба подошел к нему о стороны лица и сказал: «Она лжет». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся) и сказал: «Как же так, ведь она считает, что она кормила вас обоих? (В другой версии сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Как же (она может оставаться твоей женой), если было сказано (, что она твоя молочная сестра)?! Оставь ее“. И (после этого) ‘Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека»).

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

  • В хадисе указание на законность выхода в путь из-за одного важного вопроса (назиля).
  • В хадисе указание на то, что основа в сношении с женщиной запретность этого. Поэтому если появляется фактор, создающий сомнение в его дозволенности, то следует возвращаться к основе.
  • В хадисе указание на то, что основа во всех обстоятельствах такова, что все остается в своем первоначальном состоянии. Как было сказано выше: «Основа в половом сношении с женщиной запретность этого». И поэтому когда мужчина женился, он женился как обычно, но когда появилось сомнение (шубха) в законности его брака, все вернулось к основе.
  • В хадисе указание на стремление сподвижников обучаться ради совершения дел в соответствии со знаниями.
  • В хадисе указание на набожность (ураъ) саляфов и их боязнь противоречить шариатским текстам.
  • В хадисе указание на то, каким должен быть мусульманин в подчинении, послушании и повиновении Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже если это противоречит его страстям.
  • В хадисе указание на то, что основой в женитьбе является то, что не следует спрашивать о том, что кормил ли кто-нибудь жениха с невестой или нет.
  • В хадисе указание на то, что следует принимать слова кормящей, если она достойна доверия, а также на то, что ее словам отдается приоритет над словами других людей (Прорко, да благословит его Аллах и приветствует, не требовал от нее свидетелей или клятву и т.п.).
  • В хадисе указание на то, что подтверждающему (мусбит), дается предпочтение над отрицающим (нафи).
  • В хадисе указание на то, что незнание кем-либо о чем-либо, имевшем место в действительности, не означает того, что он знает, что этого не было.
  • В хадисе указание на то, каким должен быть мусульманин в вопросах безопасности (ихтият) к своей религии.
Знаешь ли ты, кто является для тебя махрамом? Т.е. на ком тебе никогда нельзя жениться. С кем можно находится наедине, снимать перед тобой хиджаб и выходить в путь? Этих женщин очень много!

Те, кто запретен по причине родства

  1. Мать
  2. Бабушка (мама мамы)
  3. Бабушка (мама папы)

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ ﴾

«Вам запретны ваши матери» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Дочка
  2. Внучка (дочка дочки)
  3. Внучка (дочка сына)

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَبَنَاتُكُمْ ﴾

«…ваши дочери…» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Сестра родная
  2. Сестра по отцу
  3. Сестра по матери

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَأَخَوَاتُكُمْ ﴾

«…ваши сестры…» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Тетка по отцу (родная сестра отца)
  2. Тетка по отцу (сестра отца по их отцу)
  3. Тетка по отцу (сестра отца по их матери)

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَعَمَّاتُكُمْ ﴾

«…ваши тетки со стороны отца…» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Тетка по матери (родная сестра)
  2. Тетка по матери (сестра матери по их отцу)
  3. Тетка по матери (сестра матери по их матери)

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَخَالاَتُكُمْ ﴾

«…ваши тетки со стороны матери…» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Племянница (дочь родного брата)
  2. Племянница (дочь брата по отцу)
  3. Племянница (дочь брата по матери)

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَبَنَاتُ الأَخِ ﴾

«…дочери брата…» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Племянница (дочь родной сестры)
  2. Племянница (сестры по отцу)
  3. Племянница (сестры по матери)

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَبَنَاتُ الأُخْتِ ﴾

«…дочери сестры…» Сура «ан-Ниса», аят 23.

Те, кто запретен по причине кормления

  1. Молочная мать
  2. Молочная бабушка (мама молочной мамы)
  3. Молочная бабушка (мама молочного папы)
  1. Молочная дочка
  2. Молочная внучка (дочка молочной дочки)
  3. Молочная внучка (дочка молочного сына)
  1. Молочная сестра (от одних родителей)
  2. Молочная сестра по отцу
  3. Молочная сестра по матери
  1. Молочная тётка по отцу (родная сестра молочного отца)
  2. Молочная тётка по отцу (сестра молочного отца по их отцу)
  3. Молочная тётка по отцу (сестра молочного отца по их матери)
  1. Молочная тётка по матери (родная сестра молочной матери)
  2. Молочная тётка по матери (сестра молочной матери по их отцу)
  3. Молочная тётка по матери (сестра молочной матери по их матери)
  1. Молочная племянница (дочь молочного брата от одних родителей)
  2. Молочная племянница (дочь молочного брата по отцу)
  3. Молочная племянница (дочь молочного брата по матери)
  1. Молочная племянница (дочь молочной сестры от одних родителей)
  2. Молочная племянница (дочь молочной сестры по отцу)
  3. Молочная племянница (дочь молочной сестры по матери)

На эту 21 категорию указывают слова Всевышнего:

﴿ وَأُمَّهَاتُكُمُ اللاَّتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُم مِّنَ الرَّضَاعَةِ ﴾

«Ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры» Сура «ан-Ниса», аят 23.

Также хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Запрещено в связи с кормлением грудью то, что в связи с кровным родством» Муслим.

Важные замечания, связанные с вопросом кормления:

Представим, что Ахмад сын Ибрахима, является молочным братом Фатимы.

  1. Если Фатима, станет молочной сестрой Ахмада, т.е. ее мама, покормит Ахмада своей грудью, то все сестры Фатимы, будь это ее родные сёстры, или только по матери, или только по отцу (даже если их кормила другая мать), станут молочными сёстрами Ахмада.
  2. Если же Фатима станет молочной сестрой Ахмада, по той причине, что мать Ахамада (Зайнаб) покормит Фатиму своей грудью, то все сёстры Фатимы будут чужими для Ахмада.
  3. Также, если мама Ахмада (Зайнаб), покормит своей грудью Фатиму, то
    • отец Ахмада (Махмуд) станет молочным отцом Фатимы;
    • родные братья Махмуда и Зайнаб станут дядями Фатимы;
    • сыновья Ахмада будут племянниками Фатимы;
Условия кормления:

Кормление должно быть пятикратным. Каждый раз досыта. Признаком сытости является то, что ребенок оторвет своей рот от груди. Как на это указывает хадис ’Айши, да будет доволен е. Аллах: «Из того, что было ниспослано в Коране десятикратное кормление, делающее (ребенка) запретным. Затем это было отменено на известное пятикратное кормление. После чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер и постановление остановилось на этом» Муслим. Чтобы кормление было до наступления двух лет, по лунному календарю, т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет кормления после двух лет» ад-Даракутни.

Те, кто запретен по причине вступления в родственные отношения путем брака

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَلاَ تَنكِحُواْ مَا نَكَحَ آبَاؤُكُم مِّنَ النِّسَاء ﴾

«Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы» Сура «ан-Ниса», аят 22.

  1. Мама жены
  2. Бабушка жены (мать ее папы)
  3. Бабушка жены (мать ее мамы)

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَأُمَّهَاتُ نِسَآئِكُمْ ﴾

«…матери ваших жен…» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Падчерица (дочка жены). При условии, что мужчина начал жить с ее матерью.

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَرَبَائِبُكُمُ اللاَّتِي فِي حُجُورِكُم مِّن نِّسَآئِكُمُ اللاَّتِي دَخَلْتُم بِهِنَّ فَإِن لَّمْ تَكُونُواْ دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ ﴾

«…ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха…» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Сноха (жена сына)
  2. Молочная сноха (жена молочного сына) /в вопросе есть разногласие/

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَحَلاَئِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلاَبِكُمْ ﴾

«…а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Жениться на двух сестрах вместе

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ الأُخْتَيْنِ ﴾

«Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах» Сура «ан-Ниса», аят 23.

  1. Жениться на девушке и ее тётке

На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, он рассказывал о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Недозволенно объединять (в браке) между женщиной и ее тетей, будь она со стороны отца или матери» аль-Бухари и Муслим.

  1. Жениться на замужней
  2. Жениться на той, кто ожидает окончания (’идда) срока развода или срока после смерти мужа

﴿ فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ ﴾

«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему» Сура «ат-Таляк», аят 2.

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ الزَّانِي لَا يَنكِحُ إلَّا زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً وَالزَّانِيَةُ لَا يَنكِحُهَا إِلَّا زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ وَحُرِّمَ ذَلِكَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ ﴾

«Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено» Сура «ан-Нур», аят 3.

  1. Жениться на многобожнице (пока не уверует)

На это указывают слова Всевышнего:

﴿ وَلاَ تَنكِحُواْ الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ ﴾

«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют» Сура «аль-Бакара», аят 221.

toislam.ws

Махрам для женщин - Ummet.kz- Үмметпен бірге!

Кораном установлен перечень запретных для брака родственников для мужчин в 4:23-24. Благодаря этому ясно описанному Аллахом списку был создан и махрам для женщин. Само слово происходит от арабского «родственник», «запретный». Женщина может снять платок перед близкими родственниками (махрам).

Махрамом женщины является тот, кто не имеет права (по шариату) вступить с ней в брак по причине кровного родства (ее отец, дед, прадед и т.д., ее сын, внук, правнук и т.д., ее дяди по отцовской и материнской линиям, ее брат и сыновья ее братьев и сестер), или молочного родства (молочный брат или муж ее кормилицы), или брачного родства (муж ее матери, отец, дед, прадед и т.д. ее мужа, а так же сын, внук, правнук и т.д. ее мужа). Махрам должен сопровождать женщину во время путешествий и находиться с ней рядом, когда она общается с посторонними (особенно с мужчинами). Это записано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). Ведь он не только запретен для брака, но и является защитником и покровителем родственницы женского пола.

Рассмотрим все эти категории подробно.

Махрамы кровного родства:

Они упомянуты в суре «Свет» (ан-Нур) в словах Всевышнего (перевод смысла): «… и (пусть) не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер…» (Коран, 24:31).

Толкователи Корана отметили, что махрамами женщины из числа мужчин по линии кровного родства, как разъясняет или свидетельствует этот благородный аят, являются:

Предки женщины, как по линии отца, так и по линии матери: отцы и деды отца и матери. Что касается предков ее мужа, то они являются ее махрамами через брачное родство, как будет разъяснено ниже.

Потомки: ее сыновья, а также сыновья, внуки, правнуки и т.д. ее сыновей и дочерей. Что касается сыновей ее мужа, упомянутых в аяте, то это сыновья ее мужа от другой жены, и они являются ее махрамами через брачное родство, а не через кровные узы, к чему мы вернемся позже.

Братья женщины, являются ли они общими сыновьями ее родителей или сыновья ее отца или матери от других браков.

Сыновья и внуки ее братьев: сыновья их сыновей или дочерей.

Дяди со стороны отца и матери являются ее махрамами через кровные узы, хотя они и не упомянуты в аяте, поскольку они занимают место рядом с родителями и среди людей они имеют статус родителей, и дядя со стороны отца может называться отцом. Всевышний сказал (перевод смысла): “Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака” (Коран, 2:133), а Исмаил приходился сыновьям Йакуба дядей со стороны отца.

См. «Тафсир ар-Рази» (23/206), «Тафсир аль-Къуртуби» (12/232), «Тафсир аль-Алюси» (18/143).

Махрамы молочного родства:

Женщина может иметь махрамов по причине грудного вскармливания. В «Тафсире аль-Алюси» (18/43) сказано: «Родство, по причине которого женщина имеет право показывать свою красу, бывает как кровное, так и молочное. Они имеют право показывать красу своим отцам и сыновьям по молочному родству». Потому, что молочное родство, как и кровное, навсегда делает невозможным бракосочетание с родственниками той же категории, на что указал имам аль-Джассас в тафсире этого аята: «Упоминание Аллахом вместе с отцами других родственников, с которыми никогда нельзя вступать в брак, указывает на то, что такой же запрет относится и к другим направлениям родственных связей (молочное и брачное родство), и у родственников всех этих направлений одинаковое положение (хукм). Например, мать женщины, молочные родственницы и т.д.» (Ахкам аль-Къуръан, 3/317).

Таким образом, в молочном родстве являются запретными (для брака) те же категории родственников, что и в кровном родстве:

В благородной пророческой Сунне установлено, что «в молочном родстве запрещено то же, что запрещено кровном родстве». В хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что однажды к ней пришел Афлях, брат Абу Къу’айса, и попросил разрешения войти. Он являлся ее дядей по молочному родству, и это было после ниспослания аята про хиджаб. Аиша сказала: «Я не впустила его, и когда пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказала ему об этом, и он повелел мне разрешить ему входить». Передал аль-Бухари. Такой же хадис привел имам Муслим со следующим текстом: «Передал Урва от Аиши, что она рассказала ему о том, что ее молочный дядя по имени Афлях попросил разрешения войти к ней, и я прикрыла себя покрывалом. Когда я рассказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Не надо надевать покрывало перед ним, ведь поистине, молочные родственники запретны (для брака) так же, как и кровные» (Сахих Муслим с шархом ан-Науауи, 10/22).

Молочные родственники женщины подобны ее кровным родственникам, как это разъяснили ученые фикха, согласно доводам из Корана и Сунны. Следовательно, она может показывать свою красу молочным родственникам, подобно кровным — этим родственникам дозволено видеть те части ее тела, которые могут видеть ее кровные родственники.

Махрамы брачного родства:

Это те родственники, которым навсегда запрещено вступать с ними в брак, подобно женам отца, сына, или матери жены (Шарх аль-Мунтака, 3/7).

Махрамом брачного родства в отношении жены отца является его сын от другого брака. Так же махрамами женщины являются отец ее мужа и муж ее дочери. В аяте суры «ан-Нур» Всевышний Аллах упомянул: «… и (пусть) не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей…». Отцы и сыновья их мужей являются махрамами этой женщины через брачное родство, и Аллах упомянул их наряду с ее отцами и сыновьями, поставив их на один уровень в ее праве не покрываться перед ними.

ummet.kz

Кто такие махрамы?

Махрамы – это близкие родственники, между которыми брачная связь недопустима и чье прикосновение не портит омовения.

Итак, махрамами для женщин являются кровные родственники:

1. Отец, дедушка, прадедушка…;

2. Родной брат, брат по отцу, брат по матери;

3. Сын, потомки сына и дочери;

4. Племянник и его потомки;

Необходимо знать, что родство по матери или отцу продолжается бесконечно вверх, а родство по детям продолжается бесконечно вниз, так же как и родство потомков племянников. К примеру, дядя является махрамом, так же как и его отец, дедушка и т. д., но махрамом не является сын дяди.

Махрамами считаются и родственники по молочному родству:

1. Муж молочной матери и его отец…

2. Молочный брат (вскормленный молоком вашей матери или мачехи, в то время когда она была замужем за вашим отцом). Кровный сын молочной матери, молочный сын молочной матери, а также молочный сын молочного отца и кровный сын молочного отца.

3. Молочный сын и его потомки.

4. Молочный племянник и его потомки.

5. Молочный дядя, дедушка и т. д.

Нелегко разобраться в молочном родстве. Муж молочной матери становится отцом, отец молочной матери становится дедушкой. Сын молочной матери становится братом. Молочное родство носит односторонний характер в отличие от кровного родства. Близкие родственники молочной матери становятся близкими родственниками (махрамами) вскормленному молоком ребенку. Учитывая сложность молочных отношений и запрет на дальнейшее вступление в брачные связи, жена не может без разрешения мужа брать на кормление чужого ребенка.

Условия, при которых начинается молочное родство: ребенок должен быть кормлен досыта не менее пяти раз, возраст ребенка не должен быть старше двух лет. После соблюдения этих условий ребенок становится молочным сыном этой женщины равным ее кровному сыну.

Махрамами становятся и после брачного родства.

1. Сын мужа и его потомство.

2. Свекр – отец мужа становится близким родственником (махрамом).

3. Муж матери, муж бабушки и т. д.

4. Зять – муж дочери, внука, правнука и т. д.

Прикосновение ко всем остальным мужчинам является запретным, а по мазхабу имама Шафии, омовение женщины и мужчины в этом случае становится недействительным. Несмотря на это в некоторых дагестанских селах считается нормой здороваться за руку с мужчиной, начиная с двоюродных братьев и других односельчан. Если же праведная женщина отказывается здороваться, таким образом, то ее высмеивают, мол, что боишься, воды тебе не хватит для омовения. Воды то хватит, но это является запретным действием, а за сознательное совершение запретного мы будем держать ответ перед Всевышним.

С теми родственниками, которых мы здесь перечислили, женщине можно отправляться в хадж, путешествие, советоваться по каким-то вопросам, находиться в доме и т. д.

Из книги «Покорная Богу или послушная дьяволу?»

islamdag.ru

Махрамы, кто они?

Сегодня среди мусульман существует следующая проблема - это проблема уединения мужчин с женщинами, с которыми Шариат запретил уединение. Немало встречаются и тех, кто спрашивают о дозволенности жениться или выйти замуж за того или иного человека.

Поэтому хотелось бы разъяснить: кто же является махрамом для мужчины и женщины?  Махрам – это тот, кто не имеет права жениться на женщине, это мужчина из числа ближайших родственников - таких, как отец, сын, брат, дядя и т.п.

Запрет на женитьбу на определённых женщинах делится на временный и постоянный запрет.

Постоянный запрет

Женщины, на которых мужчине не разрешается жениться никогда:

Причины постоянного запрета.

Для постоянного запрета имеются три причины:

1. По причине КРОВНОГО родства,

2. По причине женитьбы,

3. По причине грудного вскармливания.

Женщины-махрамы по причине родства.

Женщин-махрамок по причине родства семь:

1. Мать, бабушка (МАТЬ матери, мать отца), прабабушка и т.д.,

2. Дочь,  внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т.д.,

3. Сестра родная, либо  сводная (со стороны отца, либо со стороны матери),

4.  Племянница (дочь родного брата либо сводного (со стороны отца или  матери),

5. Племянница (дочь родной сестры, либо сводной со стороны отца, или  матери),

6. Сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца),

7. Сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери).

О запрете всех перечисленных женщин ниспослан аят священного Корана:

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالَاتُكُمْ وَبَنَاتُ الْأَخِ وَبَنَاتُ الْأُخْتِ ( سورة النساء آية 23)

Смысл которого: «И запрещено вам заключать брак с вашими матерями (туда входят и их матери (т.е. бабушки),  дочерьми (туда входят и дочери детей),  сёстрами (со стороны матери и отца), тётями со стороны отца (т.е. сёстры ваших отцов и дедушек),  тётями со стороны матери (т.е. сёстры ваших матерей и бабушек), дочерьми брата и дочерьми сестры (туда входят и их дети) (см. Тафсируль джалалайни, Коран - сура Ан-ниса, 23)».

Если заключить брак с вышеперечисленными женщинами, то их брак   считается недействительным и запретным. А если же человек будет убеждён в  допустимости брака с одной из них - то становится кафиром.

Женщине для брака запрещается её отец, отец отца (дедушка), отец матери (дедушка) и т.д. Также запретными для брака являются её сын, сына сын (внук), сын дочери (внук) и т.д. Запретным для неё также является брат, будь он родной или сводный (со стороны матери или со стороны отца). Также ей запретны сыновья её сестёр и братьев (племянники и племянницы), также  ей запретны братья отца (дяди), братья матери (дяди), дядя (со стороны отца) отца и дядя (со стороны отца) матери, дядя (со стороны матери) отца и дядя (со стороны матери) матери.

Женщин-махрамок по причине заключения брака четыре вида:

1.  Мать жены (тёща). Всевышний в священном Коране говорит:

وَأُمَّهَاتُ نِسَائِكُمْ (سورة النساء آية 23)

Смысл которого: « И запрещены вам матери ваших жён» (см. Тафсируль джалалайни, Коран - сура Ан-ниса, 23).

1.  Дочь жены (падчерица), если была половая близость с её матерью. Всевышний в священном Коране говорит:

وَرَبَائِبُكُمُ اللَّاتِي فِي حُجُورِكُمْ مِنْ نِسَائِكُمُ اللَّاتِي دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَإِنْ لَمْ تَكُونُوا دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ (سورة النساء آية 23)

Смысл которого: « И дочь жены от другого, с которой была половая близость. А если же у вас не было половой близости, то вам разрешается жениться на их дочерях после того, как вы разойдётесь с их матерями» (см. Тафсируль джалалайни, Коран - Сура Ан-ниса, 23).

И не имеет разницы: эта дочь жены живёт с вами или отдельно. Она всё равно является для вас махрамкой.

1. Жена отца (мачеха). Всевышний говорит в священном Коране:

وَلَا تَنْكِحُوا مَا نَكَحَ آَبَاؤُكُمْ مِنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَمَقْتًا وَسَاءَ سَبِيلًا (سورة النساء آية 22)

Смысл которого: «Не женитесь на тех женщинах, на которых женились ваши отцы, кроме того, что уже прошло (т.е. Аллах простит только в том случае, если подобный поступок был совершён вами раньше, при язычестве). Поистине, брак с ними является мерзостью и причиной гнева Всевышнего» (см. Тафсируль джалалайни, Коран - сура Ан-ниса, 22).

1. Жена сына (невестка). Всевышний в священном Коране говорит:

وَحَلَائِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلَابِكُمْ  (سورة النساء آية 23)

Смысл которого: « И жёны ваших  кровных сыновей (в отличие от усыновлённых)» (см. Тафсируль Джалалайни, Коран - сура Ан-ниса, 23).

Из этого толкования ясно, что жена усыновлённого сына исключается. Для женщин становятся махрамами по причине заключения брака: муж её матери, муж её дочери, сын её мужа, отец её мужа.

Если у обоих супругов имеются дети, к примеру, у мужа - сын, а у жены - дочь от прошлых браков, то их дети не считаются близкими родственниками, следовательно – они имеют полное право пожениться.

Женщины-махрамки по причине молочного вскармливания.

Запрещаются по причине молочного вскармливания семь видов женщин. Из них две упомянуты в священном Коране, а по хадисам и сунне Пророка (мир ему и благословение) присоединяются остальные пять. И это:

1. Молочная мать, её мать и т.д.

2. Молочная сестра - ею считается та, которая кормилась у твоей матери, или ты кормился у её матери, или вы (ты и она) кормились у одной и той же женщины.

Когда она кормилась у твоей матери, то она становится твоей махрамкой и для всех твоих братьев, но тебе дозволяется (не является махрамкой) её сестра, потому что она не кормилась у твоей матери.

Когда ты кормился у её матери, то становишься махрамом для неё и всех её сестёр, но она и её сестра не являются махрамками для твоих братьев, потому что они не кормились у твоей матери; и твои братья не кормились у их матери.

О том, что благодаря кормлению махрамками становятся кормилица мать и её дочь, ниспослан следующий аят священного Корана:

وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ مِنَ الرَّضَاعَة (سورة النساء آية 23)

Смысл которого: «И ваши матери, которые кормили вас (до истечения двух лет пять раз, как это разъясняет хадис) и ваши сёстры от кормления» (см. Тафсируль джалалайн, Коран - Сура Ан-ниса, 23).

1. Дочь  молочного брата,

2. Дочь  молочной сестры,

3.  Молочная тётя со стороны отца (это та, которая кормилась вместе с твоим отцом),

4. Молочная тётя со стороны матери (это та, которая кормилась вместе с твоей матерью),

5. Молочная дочь  (это та, которая кормилась у твоей жены и ты для неё будешь  молочным отцом).

Также для женщин махрамами становятся: её  молочные отец,сын, брат, дядя  - как со стороны матери, так и со стороны отца.

Также кормлением грудью при женитьбе становятся махрамами:

1. Молочная мать  жены, т.е. та, которая кормила твою жену,

2. Молочная дочь  жены, т.е. та, которая кормилась у твоей жены,

3. Жена  молочного отца,

4. Жена  молочного сына, т.е. жена того, который кормился у твоей жены.

Родственники молочного сына (разиг!) кормилице являются чужими. Родственники же кормилицы молочному сыну являются родственниками.

Временный запрет

Женщины, которые временно являются для вас запрещёнными - это те, которые запрещены по определённым причинам. Когда уйдёт эта причина - уйдёт и запрет. Но если человек женится на женщине, которая временно запрещена - брак, заключенный в таком состоянии, считается недействительным. И ими являются:

1. Объединять в браке двух сёстер (даже если они не родные, т. е. молочные). И разницы не имеет в запрете: женитесь вы одновременно на них, или на одной за другой. И если заключить брак одновременно на них обеих, то не считается действительным брак на них обеих. Если же заключить брак на одной за другой - то не считается действительным второй брак. В том случае, если первая умрёт или  развестись с ней, то по истечении срока идды, разрешается жениться на её сестре.

2. Объединять в браке женщину и её тетю  (будь то со стороны отца или матери), племянницей (т.е. дочерью её сестры или брата, дочерьми их обоих (т.е. её сестры и брата), сыновей и дочерей.

Богословы установили правило, которое определяет тех, кого нельзя объединять в браке – и вот это правило: «Запрещается объединять в браке между теми женщинами, которые, если представить одну из этих обеих, мужчиной, то ему бы не разрешалось жениться на  другой». И это правило охватывает всех, кого мы упомянули.

Не являются махрамами, т.е. не являются теми, на которых Шариат  запрещает  жениться:

1. Дочь мужа матери,

2. Мать мужа матери,

3. Мать жены отца,

4. Дочь жены отца,

5. Дочь мужа дочери,

6. Мать мужа дочери,

7. Мать жены сына,

8. Дочь жены сына,

9. Жена пасынка (жена сына одного из супругов),

10. Жена отчима (жена мужа матери),

11. Падчерица его ребёнка (дочь жены его рёбенка).

islam.ru

Краткое слово о выходе женщины в путь без махрама

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Кто такой махрам? Имам Ибн аль-Асир сказал: “аль-Махрам – это тот, кто не имеет право жениться на женщине из числа ближайших родственников, как отец, сын, брат, дядя и т.п.” См. “ан-Нихая” 1/337.

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “аль-Махрам – это тот, с кем дозволено женщине отправляться в путь и оставаться наедине. Это каждый, кому запрещено жениться на женщине”. См. “Ихкамуль-ахкам” 304.

Махрамы могут быть как близкие родственники, так и молочные, а также ставшие таковыми по причине брака (как муж дочери и муж матери). См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 36/200.

Является ли условием, чтобы махрам женщины был совершеннолетним? Ученые разошлись в этом вопросе на несколько мнений по той причине, что нет на это никакого указания ни в Коране, ни в Сунне.

Ханбалиты считали, что несовершеннолетний не может быть махрамом для женщины в пути. Имам Ибн Къудама сказал: “Имам Ахмада спросили: «Ребенок может быть махрамом?» Он ответил: “Нет, пока не станет совершеннолетним! Ведь ребенок не может уследить за собой, так как же он уследит за женщиной?!” Ведь смысл в наличии махрама в том, чтобы оберегать женщину, а это способен сделать только совершеннолетний и разумный”. См. “аль-Мугъни” 6/302.

Ханафиты считали, что подросток подходит в качестве махрама. Имам Ибн ‘Абидин говорил: “Разумный подросток, расценивается как совершеннолетний”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 8/129.

Подросток (аль-мурахикъ) – тот, кто близок к совершеннолетию, достигающий десяти или одиннадцати лет. См. “Лисан аль-‘араб” 10/128.

И это мнение, кстати, выбрал также шейх Мукъбиль. Когда его спросили: «Можно ли женщине поехать с маленьким сыном в другой город на лечение?» он ответил: “Если ребенок достиг возраста различения, то нет в этом проблем. Зачастую тот, кто достиг возраста 12 или 13 лет, является различающим (плохое от хорошего). Поэтому нет проблем отправляться в путь с ним, если нет безопасности для искушения. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не дозволенно женщине верующей в Аллаха и в Судный день выходить в путь, кроме как с махрамам!»” См. “Иджабату-ссаиль” 678.

Шафииты считали так же, как и ханафиты, однако ставили условием, чтобы подросток был способен оказывать помощь в случае чего женщине. См. “Нихая аль-мухтадж” 10/188.

Что же касается маликитов, то они сделали условие, чтобы ребенок был из числа различающих плохое от хорошего, и не делали какое-либо ограничение в возрасте. Имам аль-Харши аль-Малики сказал: “Совершеннолетие не является условием для махрама”. См. “Шарх Халиль” 7/231.

Имам аль-Хаттаб ар-Ра’ини сказал: “Является ли условием махрама совершеннолетие или же достаточно, чтобы ребенок был различающим? Я не видел на это указания в Коране и Сунне, и внешне достаточно наличия различия”. См. “Мауахиб аль-джалиль” 3/493. Имам ‘Али аль-‘Адауи сказал: “Различающий – это тот, кто понимает обращение и отвечает на вопрос. И не установлен для этого определенный возраст, это различается в связи с различением разума детей”. См. “Хашия аль-‘Адауи” 3/445.

Однако некоторые ученые говорили, что возраст различия у ребенка начинается с семи лет, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел повелевать молитву детям именно с семи лет, говоря: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ от нее с десяти лет. И укладывайте их спать отдельно». Ахмад 6689. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Что же касается путешествия или же уединения при ребенке, который не различает ничего, то нет среди ученых разногласия в том, что такой не является махрамом! Имам ан-Науауи говорил: “Если женщина останется наедине с посторонним мужчиной с маленьким ребенком, которого не стесняются по причине того, что он маленький, то это относится к запретному уединению!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/109.

Что касается рассматриваемого вопроса, то наиболее сильным мнением представляется мнение имама Ахмада, который считал, что махрам должен быть умственно-полноценным и совершеннолетним, который сможет оберегать женщину.

Уа-Ллаху а’лям.

Что такое «путь»? Ученые разногласили в определении понятия «путь», и высказывали относительно этого много мнений.

По этой причине имамы также разошлись и относительно расстояния пути, с которого женщине запрещено выходить без махрама.

Группа ученых, среди которых Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа и его сторонники, говорили: “Любой путь, который меньше трех дней, женщина может отправлять в него без махрама”, и это мнение также передается от Ибн Мас’уда. См. “ат-Тамхид” 21/54.

При этом они опирались на известный хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий три дня, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1036, Муслим 1338.

Однако это не совсем так, ибо в других хадисах упоминается и меньшее расстояние, чем равное трем дням, как хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий день или два, кроме как с ней ее муж или махрам!» аль-Бухари 2/231. См. «Сахих аль-джами’» 7304.

В другом хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, составляющий расстояние барид, кроме как с махрамом!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7304.

Имам Ибн Хузайма, приведя этот хадис, сказал: “Барид – это 12 хашимитских миль”.

А один Хашимитский миль — равен 1848 метрам, что в общей сумме будет немного более 22 км.

Следовательно, в этом хадисе упоминается расстояние меньшее, даже чем один день.

А в одном из хадисов вообще путь не ограничивается каким-либо расстоянием: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1862, Муслим 1341.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Объединяет смысл всех хадисов (данной темы), несмотря на различие их содержания, это то, что женщине запрещается любой путь, в котором есть опасение фитны, кроме как с махрамом или мужем, будь этот путь короткий или длинный!” См. “аль-Истизкар” 27/274.

Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Запрет на путешествие женщины в одиночку связан со временем. И если она преодолеет в одиночку расстояние часа за целый день, то на это тоже распространяется запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 2/660.

Каково положение выхода женщины в путь без махрама? Женщина не имеет права выходить в путь без махрама, и некоторые имамы говорили, что в этом вопросе есть единогласное мнение (аль-иджма’). Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые сошлись на том, что женщина не должна выходить в путь, не считая Хаджа и ‘Умры, а также слабости в стране неверных. Ученые сошлись на том, что женщина может делать хиджру в исламскую страну даже если с ней не будет махрама!” См. “аль-Фатх ар-раббани” 170.

Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам аль-Багъауи сказал: “Нет разногласий в том, что женщина не должна выходить в путь, который не является обязательным кроме как с мужем или махрамами. Исключением является неверная, которая приняла Ислам в стране неверных или пленница, которая освободилась”. После его слов Ибн Хаджар сказал: “Другие добавляли к этому: «Или женщина, которая отбилась от спутников, которую нашел достойный мужчина. Дозволено ему сопроводить ее пока она не догонит спутников»”. См. “Фатхуль-Бари” 4/76.

Однако на самом деле в этом вопросе есть небольшие разногласия.

Например, большинство ученых, среди которых Абу Ханифа, Ахмад, аш-Шафи’и, считали, что женщине запрещено выходить в любой путь без махрама, даже если это дозволенный путь, как добровольный Хадж и т.п. См. «аль-Маджму’» 8/341, “Фатхуль-Бари” 4/75, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/465.

В качестве довода они опирались на множество хадисов, в которых запрещается выходить женщине в путь без махрама, часть которых приводилась выше.

Шейх Бакр Абу Зайд говорил: “Запрещено женщине отправляться в путь без махрама, и хадисы относительно этого передаются множеством путей (мутауатир)”. См. “аль-Харраса” 85.

Что же касается совершения обязательного Хаджа без махрама, то ученые разошлись в этом вопросе. Группа ученых считала, что женщина может, (а некоторые даже сказали, что обязана) совершать Хадж, даже если с ней не будет махрама. И среди дозволявших это, были и сторонники первого мнения. Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Передается от ‘Ата, Са’ид ибн Джубайра, Ибн Сирина, аль-Ауза’и, Малика и аш-Шафи’и, что махрам не является условием для совершения Хаджа женщиной, и подобное передают от ‘Аиши”. См. “аль-Муфхим” 3/449.

Имам Ибн Батталь говорил: “Имам Малик, аль-Ауза’и и аш-Шафи’и говорили, что женщина совершает обязательный Хадж с группой надежных женщин, даже если с ней нет махрама! И это дозволяли большинство ученых. И сообщается, что с Ибн ‘Умаром совершали Хадж женщины его соседки”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/532.

Имам ан-Науауи говорил: “Женщина может поехать в (обязательный) Хадж без махрама, если не опасается за себя, и это наш (шафиитский) мазхаб!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/98.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Те ученые, которые не делали махрама условием (для Хаджа) говорили: «Условием является безопасность для женщины и находится в группе надежных мужчин или женщин!»” См. “аль-И’лям” 6/82.

Однако другие ученые считали, что женщины могут совершить и добровольный Хадж без махрама, если они в группе надежных мужчин и женщин, и в качестве довода они опирались на следующие сообщения:

От ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа сообщается, что «‘Умар ибн аль-Хаттаб разрешил женам пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершить Хадж, послав с ними ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа». аль-Бухари 1860.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “И в этом довод на дозволенность путешествия женщины с достойными доверия женщинами, если путь безопасный. И на это указывает согласие ‘Умара, ‘Усмана, ‘Абдур-Рахмана и жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никто из сахабов это не порицал!” См. “Фатхуль-Бари” 4/91.

Также подобное было не один раз, поскольку имам Ибн Са’д приводил с достоверным иснадом, что «Абу Исхакъ ас-Саби’и рассказывал, что видел, как жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершали Хадж и во времена аль-Мугъиры ибн Шу’бы». См. “Фатхуль-Бари” 4/87.

Эти сообщения указывают на то, что нет запрета для женщины, совершить добровольный Хадж без махрама, как это говорил имам аль-Байхакъи.

Однако все же правильным мнением является то, что женщине не следует совершать ни обязательный, ни добровольный Хадж без махрама, поскольку махрам является условием для выполнения Хаджа женщиной. И это мнение основано на хадисе, который передается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершает женщина Хадж, кроме как с махрамом!» аль-Баззар 2/187, ад-Даракъутни 2/222, ат-Табарани 11638. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Аууана, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 4/88, “ад-Дирая” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3065.

О тех, кто выдвигал различные условия для Хаджа женщины помимо наличия махрама, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Они оставили мнение, основанное на внешнем смысле хадиса, и каждый из них выдвинул условие, на которое у них нет довода!” См. “аль-Мугъни” 5/31.

Но если женщина все же совершила Хадж без махрама, то по мнению большинства ученых, несмотря на ее грех, ее Хадж действительный! И это же мнение выбрал шейх Ибн ‘Усаймин, несмотря на то, что женщина совершила ослушание. См. “Фатауа аль-харам аль-макки” 3/49.

И последнее мнение состоит в том, что женщина может выйти без махрама в любой дозволенный путь, будь это Хадж, посещение родных, торговля, требование знание и т.п., если путь безопасный.

Этого мнения придерживались некоторые ханафиты, маликиты и ханбалиты. И это мнение захиритов, что выбрал имам Ибн Хазм. См. “аль-Мухалля” 7/47.

Имам Ибн Муфлих говорил: “Любая женщина может совершать Хадж, если есть безопасность, даже без махрама. И это касается любого путешествия дозволенного и не обязательного, как посещение (зияра) и торговля”. См. «аль-Фуру’» 3/177.

Что касается шейхуль-Ислама Ибн Таймии, то у него по этому вопросу было два мнения. Первое мнение было подобно словам его ученика – Ибн Муфлиха, а второе мнение состоит в том, что путь женщины без махрама запрещен. См. “аль-Ихтиярат аль-фикъхия” 171, “аль-Инсаф” 8/79, “Шарх аль-‘Умда” 2/177.

Сторонники этого мнения связали запрет на путь без махрама именно с опасностью, и дозволяли это при отсутствии опасности, даже если с женщиной не будет махрама. При этом некоторые из них использовали известный хадис, который передал ‘Ади Ибн Хатим: “Однажды, когда мы сидели с пророком (мир ему и благословение Аллаха), пришел один человек и стал жаловаться на бедность, затем пришел другой, и стал жаловаться на грабеж. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О ‘Ади, ты видел Хиру?» Я сказал: “Я не видел ее, но слышал о ней”. Он сказал: «Если ты проживешь долго, то увидишь, как женщина в паланкине будет ехать из Хиры и совершать обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха!»” аль-Бухари 3595.

На этот хадис опирался также и шафиитский имам аш-Ширази в «аль-Мухаззаб». И сторонники этого мнения сказали, что в данном хадисе указание на то, что запрет на путь женщины без сопровождения связан с опасностью, и если ее нет, то нет и запрета.

Однако запрещавшие ответили на этот аргумент тем, что в данном хадисе речь идет о сообщении того, что произойдет, и в нем нет указания на дозволенность этого.

Но те сказали, что данные слова пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул в похвальном контексте, когда речь шла о величии Ислама, что можно отнести к дозволенности этого поступка.

Также эти ученые в своем опирались на ‘Аишу. Имам аз-Зухри передал, что когда при ‘Аише упомянули о том, что женщина не выходит в путь, кроме как с махрамом, она сказала: “Не у каждой женщины есть махрам”. Ибн Аби Шайба 8/640.

Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “От ‘Аиши передается, что она выходила в путь без махрама, и на это опиралась группа ученых, дозволив женщине выходить в путь без махрама”. См. «‘Умдатуль-къари» 7/128.

И это мнение также выбрал шейх ‘Али Фаркус.

На самом же деле доводы большинства сильнее, а это множество хадисов с одним смыслом: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1862, Муслим 1341.

Что касается этих хадисов, то в них причина запрета ясна – это отсутствие махрама, а не отсутствие безопасности в пути! А что касается мнения ‘Аиши или поступков жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это также не может быть доводом против этих хадисов по нескольким причинам:

Имам ас-Сан’ани сказал: “Некоторые дозволяли путь женщины без махрама, опираясь на поступки сподвижников, однако в этом нет довода, так как это не является единогласным мнением!” См. “Субулю-Ссалям” 4/174.

Имам аль-Кармани говорил: “Если ты скажешь: «‘Усман и ‘Абудр-Рахман не были махрамами для жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как же им было позволено выходить в путь? Тем более в хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, кроме как с мужем или махрамом!» То я скажу: «Надежные женщины заменяют махрама, или же мужчины все были на положении махрамов для жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как они являются матерями правоверных!»” См. “Шарх аль-Бухари” 2/327.

Таким образом, в этих аргументациях есть много вероятностей, что ослабляет силу довода в них, тогда как такие прямые тексты, как хадис: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!», являются ясными и однозначными в данном вопросе.

Может ли женщина лететь на самолете без махрама? Женщина не может выходить в путь, какой бы короткий он ни был без махрама, как об этом упоминалось ранее. Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.

И шейх аль-Альбани, шейх Ибн ‘Усаймин и ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом множество раз запрещали выходить женщине в путь, даже если она будет на самолете короткое время. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 9355, 9950.

Что же касается вынужденности отправиться женщине в путь без махрама, то при необходимости это дозволенно. Спросили шейха Ибн Джибрина: «Каково положение пути женщины одной на самолете при необходимости? Учитывая, что махрам отправится с ней в аэропорт и махрам встретит ее в другом конце?» Он ответил: “Нет в этом проблем при затруднении с махрамом как муж, отец. Если женщина должна уехать, а махрам не может ее сопровождать, то нет запрета на это. Но при условии, что ее махрам поедет с ней в аэропорт и не оставит ее пока она не пройдет на самолет, и удостоверившись в то, что махрам на другом конце будет ждать ее в аэропорту. И чтобы при этом у женщины не было запретного уединения, и чтобы она отстранялась от всего запретного при поездке”. См. “Фатауа Ибн Джибрин” 7/97.

Также наши братья спрашивали года 3 назад в Египте шейха Хасана ибн ‘Абдуль-Уаххаба аль-Банну про то, что у них нет возможности ездить с женами на родину и возвращаться с ними, так как это дорого и не хаватает денег на билет. Шейх ответил, что эта трудность студентов является оправданием.

Уа-Ллаху а’лям.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Нет сомнения в том, что позволение женщинам совместное их пребывания с посторонними мужчинами – основа всякой беды и зла! Это из числа главных причин общего наказания, и становится причиной нечестия общества и отдельных людей! И совместное пребывание мужчин и женщин, является причиной скверны и прелюбодеяния!” См. “ат-Турукъ аль-хукмия” 407.

То, что в данной статье является истинной, то это от Аллаха, а если я в чем-то ошибся или упустил, то это от меня и шайтана, который ко всему старается приложить свои руки, а Аллах Свят и далек от всякого несовершенства!

И в завершении, я воздаю хвалу Аллаху — Господу миров

Источник: salaf-forum.ru

toislam.ws


Смотрите также


 


Шугаринг в домашних условиях рецепт

Женщины всегда стремятся к красоте...Подробнее...



Как сделать кудри в домашних условиях

Как сдеалть красивые кудри дома, не посещаяя салон...Подробнее...



Анорексия: причины, проявление, виды анорексии

anoreksiya-1


Основной отличительной чертой современной... Подробнее...



Булимия: причины, симптомы, лечение булимии

bulimiya-1


Булимия – это расстройство приема пищи... Подробнее...



Как сделать стрелки

Стрелки являются одним... Подробнее...



Сколько калорий в рисе

Как известно, рис... Подробнее...



Восковая эпиляция

Стремясь к красоте и... Подробнее...






Туфли на выпускной 2014

tufli-na-vypusknoj-2014-3

Приближается время выпускного... Подробнее...



Прически на выпуской 2014

000002

Прическа – это то, что делает образ каждой... Подробнее...



Платья на выпускной 2014

000001

Каждая выпускница уже в начале... Подробнее...



Макияж на выпускной

makijazh-na-vypusknoj-2

Выпускной бал, неважно где...Подробнее...



Наращивание ресниц в домашних условиях

Каждая девушка, женщина мечтает... Подробнее...



Отбеливание зубов в домашних условиях

Девушек, которых природа... Подробнее...



Диета по группе крови

Девушек, которых природа... Подробнее...



Как визуально сделать нос меньше?

kak-vizualno-umenshit-nos

Любая женщина хочет выглядеть идеально... Подробнее...